Тестирование педагогических компетенций: принципы, требования и структура
Татьяна Евгеньевна Нестерова
Докладчик
главный научный сотрудник
РГПУ им. А.И. Герцена
РГПУ им. А.И. Герцена
ауд. 25 MS Teams
2022-03-19
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
оценка
уровня, профессиональные компетенции, TKT, DILS-PG, валидность.
Тезисы
Потребность в объективной оценке профессиональных
компетенций преподавателей РКИ ощущается уже давно. Удобным и качественным инструментом
для этого может быть специально разработанный тест. За рубежом уже применяются
тесты для преподавателей английского языка Teaching Knowledge Test (TKT) и преподавателей итальянского
языка Certificazione in Didattica dell’Italiano Lingua Straniera (DILS-PG).
Тест педагогических компетенций (ТПК) для
преподавателей русского языка как иностранного, который впервые был разработан авторским
коллективом РГПУ им. А.И. Герцена в рамках проекта «Класс!», реализуемого
на территории Республики Узбекистан и направленного на повышение качества
преподавания русского языка как иностранного и общеобразовательных предметов на
русском языке в 2020-2021 гг. Данный тест прошел расширенную апробацию на
большом количестве учителей русского языка Узбекистана в течение 2020-2021 гг.
Тест был создан с учетом общепринятых в современной международной практике принципов
проведения языковых экзаменов Cambridge
Assessment
English
и на основе отечественной методической школы обучения русскому как
иностранному.
Тест педагогических компетенций состоит из пяти
модулей.
Модуль 1: Система языка, основы методики его изучения
и преподавания. Задания направлены на проверку знания терминологии и понятий,
применяемых в обучении русскому языку как иностранному. Основное внимание в
содержании модуля уделяется особенностям лингводидактического описания языка.
Модуль 2: Методика преподавания русского как
иностранного. Задания направлены на проверку умений ориентироваться в
современных методах и приемах обучения русскому языку как иностранному и
особенностям обучения видам речевой деятельности.
Модуль 3: Ход и ведение урока. Задания направлены на
проверку умений вести урок, определять тип урока в зависимости от потребностей учащихся.
Модуль 4: Интегрированное
предметно-языковое обучение. Задания направлены на проверку знаний об
интегрированном подходе к обучению языку. Проверяются умения планировать урок и
использовать ресурсы, необходимые для интегрированного обучения.
Модуль 5: Особенности обучения в начальной школе. Задания
направлены на проверку знаний об особенностях развития и обучения детей
младшего школьного возраста и умений применять стратегии, необходимые для
обучения данного контингента учащихся.
Особое внимание при создании теста уделялось оценке
уровня профессиональной компетенции в зависимости от результатов тестирования,
полученных по каждому модулю. Кандидату присваивается уровень в зависимости от
степени сформированности его профессиональных компетенций в каждом модуле.
Уровень 4 свидетельствует о том, что кандидат
демонстрирует всесторонние и точные знания во всех областях учебной программы
ТПК по данному модулю.