Стакан воды и кодекс Хейса: мечта о высоких отношениях в фильме Э. Любича "Серенада трех сердец" и в "Третьей Мещанской" А. Роома
Марина Юрьевна Торопыгина
Докладчик
доцент
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова
25 (онлайн, ZOOM)
2022-03-16
15:00 -
15:30
Ключевые слова, аннотация
"Серенада трех сердец", Эрнст Любич, "Третья Мещанская", Абрам Роом, кодекс Хейса, теория стакана воды, гендерные отношения, любовный треугольник, новая мораль, жанр и интонация
Тезисы
Доклад посвящен сравнительному анализу фильмов "Серенада трех сердец" Эрнста Любича и "Третья Мещанская" Абрама Роома. Общая тема этих фильмов: любовный треугольник, состоящих из двух мужчин и одной женщины, используется как основа для сравнения и позволяет выявить различия как в отношениях героев, так и в отношении режиссеров к новым гендерным ролям и новой морали.
Фильм Абрама Роома "Третья Мещанская" по сценарию Виктора Шкловского вышел в 1927 году и стал классикой отечественного кино. Проблема любовного треугольника рассматривалась в нем в контексте "новой морали", когда новые социальные отношения подразумевали и новое понимание гендерных ролей. Фильм предлагал новый взгляд на женщину и совсем иные, не патриархальные возможности отношений с мужчиной (или мужчинами, как в данном случае) в противовес старому, мещанскому или буржуазному браку. В истории героини Людмилы Семеновой и двух ее мужчин, Николая (Николай Баталов) и Владимира (Владимир Фогель), видели совпадения со знаменитыми любовными треугольниками в произведениях русской литературы, своеобразных утопиях, где мечты о новом общественном устройстве соединялись с грезами о свободной женщине ("Что делать"), и с реальными треугольниками в жизненных обстоятельствах русских писателей и поэтов. Финал фильма был отчетливо феминистским: мужчины были оставлены героиней в подвале на Мещанской (то есть "мещанской") улице, а сама она выбирала самостоятельность и дальнюю дорогу. «Серенада трех сердец» Эрнста Любича вышла в 1933 году, успев появиться на экранах незадолго до вступления в силу знаменитого кодекса Хейса. Сюжет основан на пьесе Ноэла Коуарда «План жизни», значительно переделанной сценаристом фильма. Как и в фильме Абрама Роома, героиня Мириам Хопкинс оказывается между двумя влюбленными в нее мужчинами, которых играют Фредерик Марч и Гэри Купер, и кажется, не в силах сделать выбор. Жанр комедии превращает эту историю в череду забавных событий, но и для американского зрителя того времени отношения героев выходили за рамки привычных понятий о морали и гендерных ролях. В то же время в фильме Любича раскрывается совсем иной смысл любовного треугольника и открываются новые возможности гендерных отношений в эпоху, когда женщина начинает определять план жизни.
Фильм Абрама Роома "Третья Мещанская" по сценарию Виктора Шкловского вышел в 1927 году и стал классикой отечественного кино. Проблема любовного треугольника рассматривалась в нем в контексте "новой морали", когда новые социальные отношения подразумевали и новое понимание гендерных ролей. Фильм предлагал новый взгляд на женщину и совсем иные, не патриархальные возможности отношений с мужчиной (или мужчинами, как в данном случае) в противовес старому, мещанскому или буржуазному браку. В истории героини Людмилы Семеновой и двух ее мужчин, Николая (Николай Баталов) и Владимира (Владимир Фогель), видели совпадения со знаменитыми любовными треугольниками в произведениях русской литературы, своеобразных утопиях, где мечты о новом общественном устройстве соединялись с грезами о свободной женщине ("Что делать"), и с реальными треугольниками в жизненных обстоятельствах русских писателей и поэтов. Финал фильма был отчетливо феминистским: мужчины были оставлены героиней в подвале на Мещанской (то есть "мещанской") улице, а сама она выбирала самостоятельность и дальнюю дорогу. «Серенада трех сердец» Эрнста Любича вышла в 1933 году, успев появиться на экранах незадолго до вступления в силу знаменитого кодекса Хейса. Сюжет основан на пьесе Ноэла Коуарда «План жизни», значительно переделанной сценаристом фильма. Как и в фильме Абрама Роома, героиня Мириам Хопкинс оказывается между двумя влюбленными в нее мужчинами, которых играют Фредерик Марч и Гэри Купер, и кажется, не в силах сделать выбор. Жанр комедии превращает эту историю в череду забавных событий, но и для американского зрителя того времени отношения героев выходили за рамки привычных понятий о морали и гендерных ролях. В то же время в фильме Любича раскрывается совсем иной смысл любовного треугольника и открываются новые возможности гендерных отношений в эпоху, когда женщина начинает определять план жизни.