Театр в квартире: застолье как форма актерско-зрительской коммуникации
Елена Игоревна Гордиенко
Докладчик
доцент
РАНХиГС
РАНХиГС
25 (онлайн, ZOOM)
2022-03-22
16:00 -
16:30
Ключевые слова, аннотация
Партиципаторный театр; театр участия; документальный театр; in situ; Квартеатр.
Тезисы
Спектакли в частных пространствах в последние годы стали частым явлением. Можно вспомнить «В гостях. Европа» группы Rimini Protokoll, Safari Intime компании Opéra Pagaï, «Домашние танцы» Николь Сайлер, проект «Квартира. Разговоры» Бориса Павловича и, наконец, спектакли Квартеатра – группы московских артистов, снявших и отремонтировавших в центре Москвы квартиру и играющих спектакли в ней же. Любопытно, насколько разными могут быть причины и цели, исходя из которых театральные режиссеры выбирают именно камерные домашние пространства: для одних это вопрос социальной ответственности, театр приходит к людям, которые по-другому могли на спектакле и не оказаться; для других это вопрос документальной эстетики, когда пространство вместе с текстом интервью рассказывает о герое спектакля; для третьих это шаг к естественной партиципации – в пространстве квартиры кажется почти невозможным не смешиваться актерам и зрителям, и эффект участия становится практически обязательным.Особенно пристально в докладе хочется рассмотреть проект Квартеатра. Возникший во время карантина, этот театр предлагает камерные спектакли и концерты, рассчитанные всего на пару десятков человек. Несколько постановок по задумке актрисы Ксении Орловой коллектив осуществил по дневниковым записям, собранным на портале «Прожито». Так, в три вечера играемый «Старый новый век» представляет собой коллаж новогодних записей от 1890-х к 1990-м годам (1891 – год постройки дома, в котором находится квартира), в «Женском живом журнале» читаются женские дневники 19–20 века, есть спектакли-чтения о восприятии первых полетов в космос и о войне. Все спектакли из этого цикла играются (и смотрятся!) за столом, к которому зрителей призывают принести и свои гостинцы – в «Старом новом веке» эта мизансцена особенно гармонично рифмуется с застольем. После спектаклей артисты просят зрителей не расходиться, чтобы была возможность обсудить вместе услышанное. Разговор после спектакля становится его своеобразным вторым актом, где от эффекта участия – во время чтения зрители могут просить добавки чая, брать сладости и высказывать какие-то единичные комментарии, но активного участия форма все же не предполагает – пришедшие переходят к непосредственной коммуникации на равных с артистами. Эту форму на данный момент нельзя назвать устоявшейся, периодически она соскальзывает в привычный формат обсуждения спектакля, и все-таки отсутствие фронтального расположения артистов по отношению к зрителям благоволит равностороннему разговору.