Проблемы и перспективы оценивания сформированности стратегий хеджирования
Ольга Авенировна Сеничкина
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ольга Григорьевна Горина
Докладчик
доцент
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
ауд. 25 MS Teams
2022-03-17
16:40 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
Критерии оценивания; продуктивные виды речевой деятельности;
хеджирование; социолингвистическая компетенция
Тезисы
Достижение результативного обучения возможно только при
непрерывном обновлении содержания обучения и наличии объективных методов
контроля усвоение учебного материала. Обновление контента обучения должно
происходить в соответствии с передовыми исследованиями в смежных с методикой
обучения иностранному языку областях. С новым доминантам исследований относится
изучение коммуникативных стратегий говорящего, в частности стратегии
хеджирования.
В прагматической парадигме хеджинг определяется как
стратегия, позволяющая снизить безаппеляционность, напористость и прямоту
высказываний как в устном, так и в письменном дискурсе. Смягчение утверждения
или высказывания; снижение его категоричности и авторитарности; приемлемый
уровень вежливости, в том числе с позиции сохранения позитивного лица
коммуникантов; уход от ответственности за недостоверность пропозиции и выстраивание линии защиты на случай возможной
критики в научном дискурсе - это тот набор прагматических функций, или
стратегий, которые подпадают под понятие хеджирование в английском языке.
Именно это многообразие, при наличии общего взгляда на
хеджирование как на коммуникативную стратегию снижения категоричности,
привносит высокую описательность в процесс систематизации явления,
приводит к определенной фрагментарности
описания многочисленных манифестаций элементов хеджинга. Кроме того,
социолингвистическая направленность трактовок
хеджирования, т.е. выход в смежные области знания, также затрудняет четкую таксономию этого феномена.
В этих условиях задача включения хеджинга в круг формируемых
компетенций обучаемых становится
настоящим вызовом, а способы объективного оценивания и контроля
сформированности умений хеджирования сложной тестологической задачей. В докладе
представлена попытка систематизации средств хеджирования в зависимости от типа
продуктивной речи (устной или письменной) при обучении ESP и предложены методические подходы
интеграции хеджирования а программу обучения, в том числе с использования
материалов корпусных грамматик английского языка. Предложенные критерии
оценивания (необходимость, уместность, правильность/адекватность и
разнообразие) устных ответов (монологических
высказываний и взаимодействие коммуникантов во время диалога или полилога) и
письменных работ ( например, research proposal)
позволяют определить уровень сформированности данной компетенции.