50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Проблемы и перспективы оценивания сформированности стратегий хеджирования

Ольга Авенировна Сеничкина
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Ольга Григорьевна Горина
Докладчик
доцент
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

ауд. 25 MS Teams
2022-03-17
16:40 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

Критерии оценивания; продуктивные виды речевой деятельности; хеджирование; социолингвистическая компетенция

Тезисы

Достижение результативного обучения возможно только при непрерывном обновлении содержания обучения и наличии объективных методов контроля усвоение учебного материала. Обновление контента обучения должно происходить в соответствии с передовыми исследованиями в смежных с методикой обучения иностранному языку областях. С новым доминантам исследований относится изучение коммуникативных стратегий говорящего, в частности стратегии хеджирования. В прагматической парадигме хеджинг определяется как стратегия, позволяющая снизить безаппеляционность, напористость и прямоту высказываний как в устном, так и в письменном дискурсе. Смягчение утверждения или высказывания; снижение его категоричности и авторитарности; приемлемый уровень вежливости, в том числе с позиции сохранения позитивного лица коммуникантов; уход от ответственности за недостоверность пропозиции и  выстраивание линии защиты на случай возможной критики в научном дискурсе - это тот набор прагматических функций, или стратегий, которые подпадают под понятие хеджирование в английском языке. Именно это многообразие, при наличии общего взгляда на хеджирование как на коммуникативную стратегию снижения категоричности, привносит высокую описательность в процесс систематизации явления, приводит  к определенной фрагментарности описания многочисленных манифестаций элементов хеджинга. Кроме того, социолингвистическая направленность трактовок  хеджирования, т.е. выход в смежные области знания,  также затрудняет четкую таксономию  этого феномена. В этих условиях задача включения хеджинга в круг формируемых компетенций обучаемых  становится настоящим вызовом, а способы объективного оценивания и контроля сформированности умений хеджирования сложной тестологической задачей. В докладе представлена попытка систематизации средств хеджирования в зависимости от типа продуктивной речи (устной или письменной) при обучении ESP и предложены методические подходы интеграции хеджирования а программу обучения, в том числе с использования материалов корпусных грамматик английского языка. Предложенные критерии оценивания (необходимость, уместность, правильность/адекватность и разнообразие)  устных ответов (монологических высказываний и взаимодействие коммуникантов во время диалога или полилога) и письменных работ ( например, research proposal) позволяют определить уровень сформированности данной компетенции.