Провокативные высказывания в современном англоязычном коммуникативном пространстве
Татьяна Петровна Третьякова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
онлайн заседание
2022-03-15
14:00 -
14:20
Ключевые слова, аннотация
Провокативное
высказывание; арументация; интервью; научный дискурс; дезинформация; подделки; мисинформация; ошибки
Тезисы
Цель настоящего
доклада рассмотреть направления создания провокативных высказываний в англоязычном
политическом и научном дискурсе. Отобранные для анализа дискурсы демонстрируют некоторое
сближение в формировании способов намеренного введения в заблуждение,
связанного с коммуникативными установками адресанта.
Провокативные
высказывания определяются как элементы дискурса, направленного на изменение
интенционального состояния собеседника, которое связано либо изменением
действий, либо изменением эмоционального отношения. Под провокацией понимается
побуждение к совершению какого-либо неблаговидного или выгодного для одного из участников
коммуникации действия.
Первое направление
связано с реализацией неориторических
функциий аргументации. Провокативные высказывания определяются ошибочным
посылом или ошибочным выводом (fallacy). Политический дискурс основан на конфронтационной диспозиции участников
диалога. Это особенно легко устанавливается в рамках интервью. Типы интервью
как известных учёных, так и политиков демонстрируют определённые векторы
регулятивного и аффективного характера. В американской политической культуре
возникли так называемые entertainment interviews,
построенные исключительно на провокационных высказываниях, направленных либо на поддержание имиджа политика, либо
на его дискредитацию. Смыслы отражаются в динамических
преобразованиях в постоянном взаимодействии, т.е. в имплицитных цепочках,
отражающих интерактивную деятельность коммуникантов.
Смыслы многих построений не являются контекстно-оправданными,
если не учитывать интенциональные программы собеседников. К этому направлению
примыкают также мисниформация.
Второе направление, которое в настоящее время активно используется в
научном дискурсе – это интеллектуальные уловки, подделки и подтасовки. В
англоязычном дискурсе данного рода понятия объединены словом hoax, которое постепенно в мире дезинформации
становится термином. Примером провокации в научном дискурсе служат принятые для публикации в 2017 году в рейтинговых
американских журналах статьи с ложной информацией, созданные в
провокационных целях. Из 20 статей отклонены
только шесть, а остальные приняты к публикации либо без
дополнительных доработки, либо с незначительными изменениями. https://www.theatlantic.com/author/yascha-mounk/
В заключении делается вывод о четырёх типах провокативных высказываний: 1)мисинформация, как ненамеренное введение в заблуждение; 2)фейковая информация или дезинформация с целью продвижения идей и товаров в определённых типах социума; 3)высказывания с импульсом введение в заблуждение (fallacies) и 4)обман как уловка (hoax) – замена результатов подлинной деятельности фальсификацией.
В заключении делается вывод о четырёх типах провокативных высказываний: 1)мисинформация, как ненамеренное введение в заблуждение; 2)фейковая информация или дезинформация с целью продвижения идей и товаров в определённых типах социума; 3)высказывания с импульсом введение в заблуждение (fallacies) и 4)обман как уловка (hoax) – замена результатов подлинной деятельности фальсификацией.