50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Соотношение авторского и традиционного в описаниях роскошного образа жизни английского нобилитета XIV века

Елена Аркадьевна Бабаина
Докладчик
преподаватель
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова

184 (онлайн)
2022-03-22
17:20 - 17:50

Ключевые слова, аннотация

Аллитерационная поэзия; традиционный текст; стереотипные структуры; формульные элементы; проблемы структурного описания; лингвистика текста; среднеанглийская поэзия.




Тезисы

Термин «Аллитерационное возрождение», как правило, применяется для обозначения литературного направления, возникшего в результате попытки возвращения к древнеанглийскому (а ранее общегерманскому) способу версификации в среднеанглийский период. Помимо размера, времени появления и диалекта, указывающего на ярко выраженный региональный характер явления в числе общих черт, характерных для поэм классического корпуса указывают на присутствие в них ряда тематических схождений. В самом общем плане речь идет об акцентировании внимания на проблемах общественной морали с одной стороны и ностальгии об уходящем золотом веке английского рыцарства, связанного с правлением Эдуарда III с другой, что в конечном итоге способствует преобладанию одних, характерных для этого периода жанров и тем над другими. В этом плане содержательная общность поэм в значительной степени определяется принадлежностью к средневековой западноевропейской литературе на той стадии ее развития, когда авторская оригинальность еще не осознавалась как самостоятельная ценность, в отличии от полноты изложения, которая достигалась компиляцией материала из как можно большего количества авторитетных источников. Именно такими стихотворными переложениями английских, французских и латинских источников являются наиболее масштабные поэмы, жанр которых был определен Дж. П. Эукденом как «хроника в эпическом стиле» (до 14 тысяч строк). По другую сторону континуума, напротив, лежит около десятка максимально «авторских» поэм, где влияние других текстов ограничивается лишь несколькими строками.  Анализ языка поэм обоих типов позволяет получить представление о механизмах, лежащих в основе порождения текста, а именно о наличии некоторого количества стереотипных моделей, сопоставимых с понятием формулы в концепции Пэрри-Лорда и представляющих собой вторичный вспомогательный инструментарий, потребность в котором возникает при наличии конфликта между ограничениями, накладываемыми метрикой и параметрами проецируемого на неё языкового материала. Выявление особенностей формульного стиля в пределах одного текста и сопоставление стилей разных авторов между собой должно помочь ответить на вопрос, являются ли структурные схождения языка различных поэм результатом воссоздания элементов традиционной поэтики (либо, возможно, адаптации подобных элементов, восходящих к более ранней эпохе) либо же неизбежным следствием использования одного и того же метрического размера, принуждающего к выбору синтаксических единиц определенной размерности  и структуры.