Пассивные конструкции в прессе, учебниках и учебных пособиях
Марина Николаевна Сергунина
Докладчик
преподаватель
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Лит. О, п.51 (онлайн, MsTeams)
2022-03-18
13:30 -
13:50
Ключевые слова, аннотация
язык прессы; язык СМИ; пассивный залог; пассивные конструкции; учебники и учебные пособия; болгарский язык как иностранный
Тезисы
Целью данного
исследования является сопоставление употребления пассивных конструкций с
парадигмой пассивного залога, представленной в современных учебниках и учебных
пособиях по болгарскому языку для иностранцев. Материалом исследования
послужили публикации в СМИ.
Выбор языка прессы связан
с тем, что, во-первых, пассивные конструкции широко используются в публицистике,
во-вторых, в публицистическом стиле представлены все стили речи. Материал был
собран методом сплошной выборки, поэтому газетные жанры представлены достаточно
полно: интервью, аналитические и проблемные статьи, комментарии, репортажи,
хроники, новости, небольшие заметки, информационные сообщения. Тематика также
разнообразна – пассивные конструкции можно встретить в публикациях,
охватывающих все темы, которые освещаются в печати, и не только непосредственно
в газетных текстах, но и в заголовках, подзаголовках, подписях к
иллюстративному материалу.
В результате анализа видо-временных форм страдательных (пассивных) конструкций в текстах газетных публикаций наш материал показал, что в языке болгарских газет наиболее часто употребляются формы имперфекта, аориста, перфекта, плюсквамперфекта и будущего времени. При этом широко распространен и возвратный, и причастный пассив, но последний преобладает. Причастный пассив образуется преимущественно от глаголов совершенного вида, а возвратный – от несовершенного. Эти формы не всегда взаимозаменяемы, чаще находятся в отношениях частичной дистрибуции. Что касается учебников и учебных пособий по болгарскому языку, мы рассмотрим, как в них разработана категория «залог». Естественно, в первую очередь нас будут интересовать те учебники и учебные пособия (как болгарские, так и русские), в которых представлен основной курс грамматики (средне-продвинутый этап обучения, или уровень В2 по европейской системе), и где изучаются вышеупомянутые формы. Также будут рассмотрены учебники и учебные пособия уровня С1-2 на предмет наличия в них редко встречаемых и особых форм пассивных конструкций. После рассмотрения наиболее полных учебников и учебных пособий, содержащих основной курс грамматики, а также и некоторых С1-2, можно констатировать, что данная тема в учебниках и учебных пособиях разработана недостаточно и представлена неполно. Во многих учебниках и учебных пособиях болгарских авторов практически нет парадигмы всех времен болгарского глагола, не говоря уже о редко встречаемых и особых формах, а в некоторых учебниках и учебных пособиях присутствуют даже ошибки.
В результате анализа видо-временных форм страдательных (пассивных) конструкций в текстах газетных публикаций наш материал показал, что в языке болгарских газет наиболее часто употребляются формы имперфекта, аориста, перфекта, плюсквамперфекта и будущего времени. При этом широко распространен и возвратный, и причастный пассив, но последний преобладает. Причастный пассив образуется преимущественно от глаголов совершенного вида, а возвратный – от несовершенного. Эти формы не всегда взаимозаменяемы, чаще находятся в отношениях частичной дистрибуции. Что касается учебников и учебных пособий по болгарскому языку, мы рассмотрим, как в них разработана категория «залог». Естественно, в первую очередь нас будут интересовать те учебники и учебные пособия (как болгарские, так и русские), в которых представлен основной курс грамматики (средне-продвинутый этап обучения, или уровень В2 по европейской системе), и где изучаются вышеупомянутые формы. Также будут рассмотрены учебники и учебные пособия уровня С1-2 на предмет наличия в них редко встречаемых и особых форм пассивных конструкций. После рассмотрения наиболее полных учебников и учебных пособий, содержащих основной курс грамматики, а также и некоторых С1-2, можно констатировать, что данная тема в учебниках и учебных пособиях разработана недостаточно и представлена неполно. Во многих учебниках и учебных пособиях болгарских авторов практически нет парадигмы всех времен болгарского глагола, не говоря уже о редко встречаемых и особых формах, а в некоторых учебниках и учебных пособиях присутствуют даже ошибки.