Понятия как инструмент идентификации: словарные проекты Ольги Токарчук и Чеслава Милоша
Елена Евгеньевна Бразговская
Докладчик
профессор
Русская христианская гуманитарная академия, Санкт-Петербург
Русская христианская гуманитарная академия, Санкт-Петербург
25(МСТимз)
2022-03-18
15:05 -
15:25
Ключевые слова, аннотация
Лингвоконструирование; концептуальный словарь эпохи; когнитивные схемы; сетевое пространство; Ольга
Токарчук; Чеслав Милош.
Тезисы
В
работе рассматриваются авторские системы понятий как способы представления концептуального
пейзажа эпохи и отдельной личности. Исследование выполнено на материале лингвосоциального
проекта О. Токарчук Ex-centrum, её книги Czuły narrator
(2019) и словаря-автобиографии Ч. Милоша Abecadło (2010). В анализе материала интересно
сопоставление лингво-когнитивных стратегий расширения концептуального словаря
современности.
Научные пресуппозиции работы связаны с исторической семантикой, поэтикой интеллектуального дискурса, семиотикой культуры, лингвопроективными работами М. Эпштейна.
Методология исследования опирается на когнитивно-семиотический анализ, в рамках которого каждая лексическая единица рассматривается как атом мышления. Выявляются: механизмы словотворчества (ранее не использованные этимологические ресурсы польского языка); стилистические техники визуализации семантического пространства лексем и их функций; заложенные в семантику лексем когнитивные схемы (телесность, пространство и время); авторские методики представления систем понятий в виде семантической сети; предполагаемое суггестивное воздействие единиц нового словаря на читателей.
О. Токарчук исходит из необходимости создания библиотеки новых слов для ещё не наступившего времени (brakuje nam języka, brakuje punktów widzenia, metafor, mitów). Точка отсчёта её понятийной системы – оgnozja как ультрасинтетический способ познания мира. Это понятие интерпретируется через sezamicznośċ (открытая бесконечность, не имеющая карты), metaksy (постоянное пребывание «между») и др. Сетевой принцип словаря будущего предполагает еxcentryczność (поиск нетипичных решений) и koniekturę как заполнение лакун культуры. В словаре Ч. Милоша иная лингвокультурологическая и когнитивная техника: создавая единицы интеллектуального дискурса, он расширяет / переосмысляет семантическое пространство существующих лексем (ciekawośċ, znikanie, autentycznośċ, biografie и др.).
В качестве выводов рассматривается лингвофилософский вопрос о «вмешательстве» человека в язык: насколько мы властны над языком, почему на сломе эпох возникает необходимость расширять и переосмыслять его словарь? Подчёркивается, что лингвокультурологическая работа обоих авторов направлена не столько на «создание» будущего, сколько на необходимость воспитания нового мышления, адекватного наступающей эпохе. У обоих авторов новые понятия функционируют как межъязыковые номады (одна из лексем О. Токарчук) – единицы интеллектуального словаря, в котором исчезают границы между словарями национальных языков. И это также знак мышления, формирующего новую реальность.
Научные пресуппозиции работы связаны с исторической семантикой, поэтикой интеллектуального дискурса, семиотикой культуры, лингвопроективными работами М. Эпштейна.
Методология исследования опирается на когнитивно-семиотический анализ, в рамках которого каждая лексическая единица рассматривается как атом мышления. Выявляются: механизмы словотворчества (ранее не использованные этимологические ресурсы польского языка); стилистические техники визуализации семантического пространства лексем и их функций; заложенные в семантику лексем когнитивные схемы (телесность, пространство и время); авторские методики представления систем понятий в виде семантической сети; предполагаемое суггестивное воздействие единиц нового словаря на читателей.
О. Токарчук исходит из необходимости создания библиотеки новых слов для ещё не наступившего времени (brakuje nam języka, brakuje punktów widzenia, metafor, mitów). Точка отсчёта её понятийной системы – оgnozja как ультрасинтетический способ познания мира. Это понятие интерпретируется через sezamicznośċ (открытая бесконечность, не имеющая карты), metaksy (постоянное пребывание «между») и др. Сетевой принцип словаря будущего предполагает еxcentryczność (поиск нетипичных решений) и koniekturę как заполнение лакун культуры. В словаре Ч. Милоша иная лингвокультурологическая и когнитивная техника: создавая единицы интеллектуального дискурса, он расширяет / переосмысляет семантическое пространство существующих лексем (ciekawośċ, znikanie, autentycznośċ, biografie и др.).
В качестве выводов рассматривается лингвофилософский вопрос о «вмешательстве» человека в язык: насколько мы властны над языком, почему на сломе эпох возникает необходимость расширять и переосмыслять его словарь? Подчёркивается, что лингвокультурологическая работа обоих авторов направлена не столько на «создание» будущего, сколько на необходимость воспитания нового мышления, адекватного наступающей эпохе. У обоих авторов новые понятия функционируют как межъязыковые номады (одна из лексем О. Токарчук) – единицы интеллектуального словаря, в котором исчезают границы между словарями национальных языков. И это также знак мышления, формирующего новую реальность.