50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Философы и апостолы в “Диалектике” Иоанна Дамаскина

Алина Сергеевна Алексеева
Докладчик
научный сотрудник
Русская христианская гуманитарная академия

Греческий институт (онлайн)
2022-03-18
16:25 - 16:50

Ключевые слова, аннотация

Иоанн Дамаскин; "Диалектика"; античные философы; Сократ; апостол Петр; апостол Павел

Тезисы

В докладе будут рассмотрены примеры, которые Иоанн Дамаскин приводит в своем логико-философском трактате “Диалектика” (в тезисах цитирование осуществляется по переводу Д.Е. Афиногенова и др.). Основным предметом внимания являются упоминания античных философов и апостолов.
Выбор персон в иллюстративном материале в большинстве случаев определен контекстом. Среди философов Дамаскин чаще всего называет Сократа (Платон упомянут лишь однажды и в паре с Сократом, прочие — только при ссылках на тексты), который появляется в контекстах, связанных с телесным, эмоциональным и мыслительным. Также Сократ фигурирует, когда речь идет о единичном или обособленном: «Или в отношении числа: например, о Сократе мы говорим, что сам по себе он есть один, отличаясь от прочих людей». Вероятно, при демонстрации слогоделения имя философа было избрано еще и потому, что первые два слога "Σω-κρα" являются открытыми и формально равными (в переводе разделение на слоги ориентировано на русскую традицию: «Например, слово Сократ: между слогом Со- и слогом -крат нет общего, соединяющего их предела»).

Апостолы — преимущественно Петр и Павел — отмечаются в контекстах богословских или нейтральных (связанных с их человеческой природой, но не подчеркивающих телесность и эмоциональность), причем зачастую речь идет о противопоставлении или сравнении двух понятий: «Второе же, т. е. вид, есть, например, человек, ибо это слово обозначает многих, вернее всех отдельных людей, которые различаются друг от друга числом — ибо один — Петр, а другой — Павел, и они не суть одно, но два — видом же, т. е. по природе, они не различаются». При этом, если назван один из апостолов (к примеру, в развитии заданной темы), то речь практически всегда идет о Петре. Отдельно Павел назван лишь однажды, при отсылке к Деян. 21:40: «Например, Гавриил, беседуя с Пресвятой Богородицей, был одним из ангелов, но непосредственно беседовал с ней только он один, отличаясь от единосущных с ним ангелов присутствием в определенном месте и тем, что он беседовал. И Павел, когда он держал речь на лестнице, был одним из числа людей, но своими свойствами и действиями он выделялся из всех других людей». Как видно, выбор именно этого примера обусловлен сопоставлением двух эпизодов: беседы архангела Гавриила и Богородицы, апостола Павла и толпы.
Работа выполняется при поддержке гранта РНФ № 18-78-10051 «Византийский фактор в формировании русской логической традиции».