Книжно-архивное собрание ЦНБ СТД РФ в качестве сопродюсера новой театральной реальности
Людмила Юрьевна Сидоренко
Докладчик
директор
Центральная научная библиотека Союза театральных деятелей РФ Москва
Центральная научная библиотека Союза театральных деятелей РФ Москва
25 (онлайн, ZOOM)
2022-03-22
16:30 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
Библиотека; документальный театр; сценическое действие; театральный эксперимент; Центральная научная библиотека Союза театральных деятелей РФ.
Тезисы
В докладе на примере Центральной научной библиотеки Союза театральных деятелей РФ раскрывается интегративная роль комплекса музей – архив –библиотека в сохранении культурной памяти, оседающей в объектах, срок жизни которых превышает «поколенческие» границы. Приводятся примеры актуальных практик превращения пространства библиотеки в площадку для интерактивных мероприятий, драматических, музыкальных и иммерсивных спектаклей, некоторые из которых воссозданы по материалам, хранящимся в фондах ЦНБ.
Основное внимание сосредоточено на спектаклях: «Публичные чтения» драматурга Валерия Печейкина и режиссера Дениса Азарова, байопик Александра Галича «Право на отдых» драматурга и режиссера Сергея Карабаня, сайт-специфик спектакль «Время, которое» драматурга Аси Волошиной и режиссера Семена Александровского. Речь идет о постановках, которые не будут играться на большой сцене, и в которых присутствует еще один персонаж — сама библиотека.
Трансформация пространства библиотеки в сценическую площадку – это ответ вызовам современности, когда книжно-архивные, иконографические собрания выступают не только хранителями документов, но уже в качестве сопродюсера новой театральной реальности оказывают влияние на читателя / зрителя.
Постоянный и разнообразный интерес к истории театра говорит об актуальности сохраненных документов, об их правильной, но иногда недостаточной репрезентации.
Особенную актуальность культурным практикам театральной библиотеки придает пристальное внимание к «документальному» театру, который подразумевает непосредственную вовлеченность в сценическое действие, меняет соотношение между сохраненным театральным документом, создателем сценического действия и зрителем.
Отображение того или иного процесса при помощи театральных средств делает возможной выработку зрителем позиции к определенным событиям, особенно в том случае, когда документы (книжные, архивные, иллюстративные) доступны для изучения и играют важную роль в коммуникативной конструкции социальной и культурной реальности.
Таким образом, читальный зал Центральной научной библиотеки Союза театральных деятелей РФ является пространством, в котором заложена определенная драматургия, провоцирующая на театральный эксперимент. Спектакли, нашедшие сценическое воплощение в пространстве читального зала библиотеки, требуют специальной режиссуры и сценографии. Акцент в них делается на универсальности театра, пластичности декораций или их полного отсутствия.
Основное внимание сосредоточено на спектаклях: «Публичные чтения» драматурга Валерия Печейкина и режиссера Дениса Азарова, байопик Александра Галича «Право на отдых» драматурга и режиссера Сергея Карабаня, сайт-специфик спектакль «Время, которое» драматурга Аси Волошиной и режиссера Семена Александровского. Речь идет о постановках, которые не будут играться на большой сцене, и в которых присутствует еще один персонаж — сама библиотека.
Трансформация пространства библиотеки в сценическую площадку – это ответ вызовам современности, когда книжно-архивные, иконографические собрания выступают не только хранителями документов, но уже в качестве сопродюсера новой театральной реальности оказывают влияние на читателя / зрителя.
Постоянный и разнообразный интерес к истории театра говорит об актуальности сохраненных документов, об их правильной, но иногда недостаточной репрезентации.
Особенную актуальность культурным практикам театральной библиотеки придает пристальное внимание к «документальному» театру, который подразумевает непосредственную вовлеченность в сценическое действие, меняет соотношение между сохраненным театральным документом, создателем сценического действия и зрителем.
Отображение того или иного процесса при помощи театральных средств делает возможной выработку зрителем позиции к определенным событиям, особенно в том случае, когда документы (книжные, архивные, иллюстративные) доступны для изучения и играют важную роль в коммуникативной конструкции социальной и культурной реальности.
Таким образом, читальный зал Центральной научной библиотеки Союза театральных деятелей РФ является пространством, в котором заложена определенная драматургия, провоцирующая на театральный эксперимент. Спектакли, нашедшие сценическое воплощение в пространстве читального зала библиотеки, требуют специальной режиссуры и сценографии. Акцент в них делается на универсальности театра, пластичности декораций или их полного отсутствия.