Описание стола хлебов предложения в «Письме Аристея».
Екатерина Андреевна Дружинина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
б/н 16 (кафедра Библеистики, MS Teams)
2022-03-16
15:30 -
15:50
Ключевые слова, аннотация
Письмо
Аристея, Иосиф Флавий, книга Исход, стол хлебов предложения, храм.
Тезисы
Доклад посвящен разделу «Письма Аристея»,
где автор подробно описывает дары царя Птолемея II Филадельфа, предназначенные для Иерусалимского
храма (Ep. Arist. 57-72): cтол хлебов предложения и сосуды.
С точки зрения современных ученых
(e. g. Wright, 2019, Heath, 2013, Klawans, 2019),
автор «Письма Аристея» никогда не был в Иерусалиме и, по всей видимости, не знал, как выглядят предметы культа, а подробное
описание стола, изобилующее большим количеством украшений, говорит лишь о том,
что он, следуя эллинистической традиции подробных описаний (т. н. экфрасис),
подчеркивает щедрость Птолемея и его тягу к искусству.
Пассаж, где описывается стол, доставляет много трудностей для исследователей «Письма Аристея» (Ep. Arist. 58-72). Он открывается
цитатой из греческого перевода книги «Исход» (LXX, Ex. 25:23-25), где речь идет о
предполагаемой конструкции стола хлебов предложения в скинии и, в частности, упоминаются не совсем ясные детали стола (κυμάτια στρεπτά и στεφάνη). Далее приводится подробное описание разнообразных украшений стола. Представить, как выглядел
стол в воображении автора на основании только текста «Письма Аристея» кажется неисполнимой задачей: текст изобилует редкими словами неясного
значения, синтаксические конструкции зачастую не соответствуют правилам древнегреческого
языка, наконец, используются не ясные нам искусствоведческие, архитектурные,
технические термины. Наибольшую трудность вызывает интерпретация 58-го параграфа, где буквально говорится, что «витой ободок,
опоясывающий столешницу, был треугольной формы».
Однако cравнение отрывка из «Письма Аристея», посвященного
описанию ободка (Ep. Arist.
58-64) с параллельным текстом «Иудейских древностей» Иосифа Флавия (Jos. Ant. Jud. XII, 64-69), а
также исследование словоупотребления существительных κυμάτια и στεφάνη в Септуагинте и
соответствующих им древнееврейских лексем
в Масоретском тексте позволяет прояснить воображаемую конструкцию стола,
которую рисует автор. Кроме того, оказываются полезны описания Ковчега завета и
жертвенника всесожжения, а также сохранившиеся архитектурные детали греческих
храмов, с одной стороны, и археологические находки Ближнего Востока, с другой.