Автор и Писатель в различных типах сознания
Наталья Владимировна Халикова
Докладчик
профессор
Московский государственный областной университет
Московский государственный областной университет
195 (МСТимз)
2022-03-18
16:40 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
Концептуальный анализ; В.В. Колесов; Автор и Писатель; семантическая оппозиция
Тезисы
Изучение семантических оппозиций с помощью концептуального анализа по методу В.В.
Колесова (2012, 2019, 2021 и др.) позволяет увидеть в синонимическом ряду дискурсивно
обусловленную привативную оппозицию Автор – Писатель / Художник. В
русской книжной культуре она входит в ментальную парадигму художник,
сочинитель, литератор, творец. Изданная в 2021 г. небольшим тиражом книга
В.В. Колесова «Концептуальное поле русского сознания», содержащая типологию
концептов (конструктивные, ментальные, содержательные), позволяет нам относить Автор
/ Художник / Писатель к содержательному типу. Помимо обыденной, существуют разновидности
художественно-критической и научной (филологической) рефлексии, как сознательной
– в виде сентенций, так и подсознательной – в синтагматике. В поэтике Автор и «образ
автора» - научные концепты с образно-метафорическим пространством. Концепт
понимается как «схватывание» природы вещи «в ее проявлениях путем связывания
высказываний в одну точку (зрения) при определяющей роли разума» [Колесов 2019:
428].
При
концептуальном поэтапном анализе создавался «текст» из смыслов высказываний «в
их подсознательном выражении» (Колесов); вначале из словарей и русских писательских
дневников были выделены соответствующие предикаты для понятий Автор /
Писатель / Художник и затем распределены по основаниям (что?), условиям
(как?), логическим причинам (почему?) и конечным причинам (зачем?). Затем такие
же операции были проделаны на материале научной прозы тех ученых, кто занимался
соответствующей темой. Сопоставлялись писательская рефлексия и строгая семиотическая
система науки. В структуре ядра концепта
обнаружены семы, не зависящие от дискурса. По соотношению с действительностью Художник
'показывает' ее в невольном акте творчества, он смотрит; Писатель
сознательно, в силу своего служения 'угадывает ее, сообщает', делает понятными
«части бытия», Автор 'оценивает' и 'мыслит' - отдает, будучи «углом
сердца», «расширением души». Автор всегда – условие («принцип интеллигентности»
Чехова, «безмерности» Цветаевой, «интенсивности» – Тютчева). Писатель – цель. Привативная
оппозиция Автор – Писатель реализована в научной картине мира несколько
иначе, чем в обыденной: внутренняя индивидуальная языковая сущность Автора и
внешняя (социальная) роль Писателя, его «духовная собственность»; свобода
мысли Автора, его знание о чем-либо, выраженные в знаках языка, форме
– и возможная свобода или зависимость Писателя, качественная ценность несомой
им идеи, культуры, содержания. В зависимости от типа сознания выстраиваются
противопоставления Автор – Читатель, Автор – Герой, Автор – Язык (Речь, Мысль).
Литература:
Колесов В.В. Основы концептологии. СПб.: Златоуст, 2019. 776 с.