Особенности функционирования детско-материнского фольклора в современной России
Арина Алексеевна Медведева
Докладчик
директор
НОО "Центр традиций "Гамаюн"
НОО "Центр традиций "Гамаюн"
201
2022-03-18
10:30 -
11:00
Ключевые слова, аннотация
Детский фольклор; материнский фольклор; фольклористика; функционирование фольклора
Тезисы
Особенности функционирования
детско-материнского фольклора в современной России
В последние десятилетия отмечается высокая популярность русской народной культуры, в том числе и детско-материнского фольклора. Колыбельные песни, потешки, игры и прочие жанры преимущественно используется для решения традиционных задач: воспитание и развитие детей, передача им опыта старших поколений, помощь малышам в осмыслении действительности.
По данным наших опросов, родители особенно ценят в фольклоре то, насколько просто, гармонично он помогает показать детям важнейшие ценности, которые утрачивает современная культура (ценность семьи, уважения к старшим и пр.): Это — мамы сажень, / Это — папы сажень, / Это — бабушки сажень, / Это - дедушки сажень, / А это — нам пополам [2].
Ещё одной важной функцией детско-материнского фольклора в современном мире стало сопровождение психологических практик для взрослых. Такие практики называют «добаюкиванием», «баюканьем», «пеленанием» и пр. Их главной задачей является обращение к памяти человека о материнском тепле, заботе или создание ситуации для получения такого опыта заботы.
Для решения поставленных задач ведущий практики исполняет колыбельные песни, в то время как участника (или участников) процесса пеленают и укачивают (в гамаке, на полу, на диване и пр.).
В некоторых случаях специалист также сопровождают «пробуждение» клиента исполнением припевок и детских потешек: Потягушечки, / Порастушечки, / Вдоль да поперёк / Толстушечки! / Ручки - хватушечки, / Ножки - ходушечки, / B роток говорок, / А в головку разумок [3]!
Практики пеленания и «баюкания» взрослых известны не только в России. В 2017 году в Японии большую популярность обрела терапия «отонамаки», которая изначально разрабатывалась для улучшения физического состояние женщины после родов [1].
По утверждению специалистов, подобные практики в сочетании с фольклорной песней помогают достичь серьёзных результатов в терапии межличностных отношений, а также снимают стресс, понижают уровень тревожности клиента, создают ощущение уверенности, спокойствия.
Таким образом, использование традиционного детско-материнского фольклора в современной России не является формальной данью моде, но по достоинству ценится и родителями, и специалистами помогающих профессий.
Литература
1. Пеленание как терапия для взрослых. - Электронный ресурс. URL: https://ich.unesco.org/en/convention (дата обращения 09.01.2022).
2. Традиционный фольклор Новгородской области: по записям 1963-2002 гг. / Под ред. М.Н. Власова, В.И. Жекулина. – С.-Пб., 2006.
3. Этнография детства: Сборник фольклорных и этнографических материалов. / Запись, составления, нотации и фотографии Г.М. Науменко. – М, 1998.
В последние десятилетия отмечается высокая популярность русской народной культуры, в том числе и детско-материнского фольклора. Колыбельные песни, потешки, игры и прочие жанры преимущественно используется для решения традиционных задач: воспитание и развитие детей, передача им опыта старших поколений, помощь малышам в осмыслении действительности.
По данным наших опросов, родители особенно ценят в фольклоре то, насколько просто, гармонично он помогает показать детям важнейшие ценности, которые утрачивает современная культура (ценность семьи, уважения к старшим и пр.): Это — мамы сажень, / Это — папы сажень, / Это — бабушки сажень, / Это - дедушки сажень, / А это — нам пополам [2].
Ещё одной важной функцией детско-материнского фольклора в современном мире стало сопровождение психологических практик для взрослых. Такие практики называют «добаюкиванием», «баюканьем», «пеленанием» и пр. Их главной задачей является обращение к памяти человека о материнском тепле, заботе или создание ситуации для получения такого опыта заботы.
Для решения поставленных задач ведущий практики исполняет колыбельные песни, в то время как участника (или участников) процесса пеленают и укачивают (в гамаке, на полу, на диване и пр.).
В некоторых случаях специалист также сопровождают «пробуждение» клиента исполнением припевок и детских потешек: Потягушечки, / Порастушечки, / Вдоль да поперёк / Толстушечки! / Ручки - хватушечки, / Ножки - ходушечки, / B роток говорок, / А в головку разумок [3]!
Практики пеленания и «баюкания» взрослых известны не только в России. В 2017 году в Японии большую популярность обрела терапия «отонамаки», которая изначально разрабатывалась для улучшения физического состояние женщины после родов [1].
По утверждению специалистов, подобные практики в сочетании с фольклорной песней помогают достичь серьёзных результатов в терапии межличностных отношений, а также снимают стресс, понижают уровень тревожности клиента, создают ощущение уверенности, спокойствия.
Таким образом, использование традиционного детско-материнского фольклора в современной России не является формальной данью моде, но по достоинству ценится и родителями, и специалистами помогающих профессий.
Литература
1. Пеленание как терапия для взрослых. - Электронный ресурс. URL: https://ich.unesco.org/en/convention (дата обращения 09.01.2022).
2. Традиционный фольклор Новгородской области: по записям 1963-2002 гг. / Под ред. М.Н. Власова, В.И. Жекулина. – С.-Пб., 2006.
3. Этнография детства: Сборник фольклорных и этнографических материалов. / Запись, составления, нотации и фотографии Г.М. Науменко. – М, 1998.