Готическая традиция в (пост)модернистском романе К. Маккарти «Кровавый меридиан»
Ксения Александровна Вихрова
Докладчик
преподаватель
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица
615
2022-03-18
15:00 -
15:30
Ключевые слова, аннотация
«Кровавый меридиан»; К. Маккарти; южная готика; фронтир; национальные мифы США; коллективная травма
Тезисы
В докладе предпринимается
попытка определить особенности функционирования элементов готической традиции в
романе «Кровавый меридиан» (1985) современного американского писателя К.
Маккарти (род. 1933) в контексте постмодернистской парадигмы.
«Аппалачские» романы Маккарти часто рассматривают сквозь оптику авторского использования готической образности в ее южном преломлении, а самого писателя обычно определяют как постмодерниста. Действительно, место действия «Кровавого меридиана» – отчетливо готические пейзажи юго-западной границы США («terra damnata»), на фоне которых разворачивается физический, психологический и символический катабасис банды головорезов. Язык, использованный Маккарти для описания бесчеловечной жестокости, творящейся на фронтире, одновременно поэтичен и бесстрастен, что также поддерживает готический эффект притяжения и отвращения. Вокруг эстетической константы архаичного стиля письма разворачивается прагматическое исследование концепций легитимного насилия, американского Просвещения и благодетельной Природы. Наследуя традиции американской готики, подрывающей оптимистичное видение прекрасного будущего, Маккарти не только осуществляет деконструкцию героического фронтирного нарратива – одной из центральных национальных идей США, – но и выстраивает коллективную память вокруг травмы колонизации.
Готический страх утраты связи между человеком и семьей, государством и Богом преодолевается в результате реконструкции идейных основ национальной идентичности. Это происходит благодаря достаточно определенным и однозначным ответам на вопросы политики памяти, занимающие важное место во всех «южных» романах Маккарти: выйти из цикла «вечного возвращения» травмы утраты и ностальгии по героическому прошлому страны, которого никогда не было, помогает само признание и осознание травматического опыта. Развенчание фронтирного мифа происходит одновременно с поиском телеологических оснований существования как американской нации, так и всего человечества. Один из возможных ответов представлен в главе VII (подглава «Tertium quid»), в которой осуществляется манифестация божественных сил, заключенная в рамки гностической основы романа.
В результате анализа делается вывод о необходимости пересмотра традиционного определения романа как постмодернистского из-за его структурной иерархичности и синтетической природы, отчетливого композиционного центрирования и прагматической составляющей.
«Аппалачские» романы Маккарти часто рассматривают сквозь оптику авторского использования готической образности в ее южном преломлении, а самого писателя обычно определяют как постмодерниста. Действительно, место действия «Кровавого меридиана» – отчетливо готические пейзажи юго-западной границы США («terra damnata»), на фоне которых разворачивается физический, психологический и символический катабасис банды головорезов. Язык, использованный Маккарти для описания бесчеловечной жестокости, творящейся на фронтире, одновременно поэтичен и бесстрастен, что также поддерживает готический эффект притяжения и отвращения. Вокруг эстетической константы архаичного стиля письма разворачивается прагматическое исследование концепций легитимного насилия, американского Просвещения и благодетельной Природы. Наследуя традиции американской готики, подрывающей оптимистичное видение прекрасного будущего, Маккарти не только осуществляет деконструкцию героического фронтирного нарратива – одной из центральных национальных идей США, – но и выстраивает коллективную память вокруг травмы колонизации.
Готический страх утраты связи между человеком и семьей, государством и Богом преодолевается в результате реконструкции идейных основ национальной идентичности. Это происходит благодаря достаточно определенным и однозначным ответам на вопросы политики памяти, занимающие важное место во всех «южных» романах Маккарти: выйти из цикла «вечного возвращения» травмы утраты и ностальгии по героическому прошлому страны, которого никогда не было, помогает само признание и осознание травматического опыта. Развенчание фронтирного мифа происходит одновременно с поиском телеологических оснований существования как американской нации, так и всего человечества. Один из возможных ответов представлен в главе VII (подглава «Tertium quid»), в которой осуществляется манифестация божественных сил, заключенная в рамки гностической основы романа.
В результате анализа делается вывод о необходимости пересмотра традиционного определения романа как постмодернистского из-за его структурной иерархичности и синтетической природы, отчетливого композиционного центрирования и прагматической составляющей.