Эмоциональная грамотность и способы ее формирования при обучении английскому языку учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Алевтина Викторовна Ялышева
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
402(онлайн МсТимз)
2022-03-17
17:10 -
17:30
Ключевые слова, аннотация
эмоциональная грамотность; английский язык; инклюзивное
образование; учащиеся с ограниченными возможностями здоровья; средняя школа.
Тезисы
Основной задачей
инклюзивного образования является социализация учащихся с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ). Инклюзивное образование реализуется в отношении
всех учебных дисциплин, в том числе в
отношении иностранного языка. Иностранный язык, безусловно, является одним из
самых сложных предметов для усвоения обучающихся с ОВЗ. С одной стороны
изучение иностранного языка предоставляет широкие возможности для решения задач
инклюзивного образования, с другой, существуют и значительные ограничения в
освоении иностранного языка. Данные
трудности связаны, во-первых, со спецификой самого предмета, предполагающего
возникновение коммуникативных и психологических барьеров. Во вторых, сложности
возникают в виду особенностей обучающихся с ОВЗ, принадлежащих к той или иной
нозологической группе.
Каждая нозологическая
группа обладает своими психолого-педагогическими характеристиками, однако можно
выделить специфические черты, являющиеся общими для всех категорий обучающихся
с ОВЗ. К таким общим чертам можно отнести расстройство эмоционально-волевой
сферы, отсутствие собственной речевой инициативы, нарушение вербальной
коммуникации.
Рассматривая
эмоциональную грамотность в виде сложного психологического конструкта, можно
определить ее как способность к пониманию своих и чужих эмоций, а также
управлению ими в условиях коммуникации. Развитие эмоциональной грамотности на
занятиях иностранным языком в средней школе способствует усвоению всего
комплекса универсальных учебных действий, являющегося основой для формирования
компетенций необходимых современному человеку.
Предложенная методика
развития эмоциональной грамотности направлена на нивелирование психологических и
коммуникативных барьеров в процессе усвоения иностранного языка обучающимися с
ОВЗ. Отбор и организации методических приемов в данной методике происходит с
учетом как типологических, так и личностных особенностей обучающихся с ОВЗ.
Методика развития
эмоциональной грамотности является
попыткой реализации главной цели инклюзивного образования – социализации
обучающихся с ОВЗ посредством их интеграции в иной лингвокультурный контекст коммуникации.
Таким образом, вопрос развития
эмоциональной грамотности у учащихся с ОВЗ на занятиях по иностранному языку в
средней школе является актуальным и, поэтому представляет значительный интерес для
лингводидактики.