Гетерономная поэтика Фернанду Пессоа (Португалия) и Виржилиу де Лемуша (Мозамбик). Опыт сопоставления
Мария Михайловна Мазняк
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
615
2022-03-18
10:00 -
10:30
Ключевые слова, аннотация
гетерономная поэтика, Португалия, поэзия, Фернанду Пессоа, Мозамбик, Виржилиу де Лемуш, философский дискурс, модернизм, постколониализм
Тезисы
1. Творчество Фернанду Пессоа (1888 - 1935) - одна из наиболее ярких страниц истории западноевропейской литературы ХХ века. Он вошёл в историю португальской поэзии как её реформатор.
2. Отличительной чертой поэтического творчества Фернанду Пессоа явилась его манера писать стихи не толко от своего собственного имени, но и от имени других, выдуманных им поэтов - гетеронимов - каждый из которых был наделён подробной биографией, характерной внешностью, особой философией и своеобразными, индивидуальными чертами поэтического письма.
3. Изучение художественного творчества стран бывших европейскими колониями начинает развиваться с конца 80-х гг. ХХ века, по преимуществу в отношении англоязычных литератур; в 90-е гг. к ним добавляются франкофоне и испаноязычных реалии. Совсем недавно к этому списку стали прибавлять и португалоязычный мир.
4. Литература Мозамбика, поздно заявившая о себе как об уникальном эстетическом феномене, сконцентрировала гетерогенные литературные традиции.
5. Среди постколониальных авторов, не теряющих культурных связей с литературной бывшей метрополии, выделяется мозамбикский поэт и журналист Виржилиу де Лемуш (1929 - 2013). Особенность его поэтического творчества также заключается в использовании гетеронимов.
6. В докладе делается попытка сравнения гетерономной поэтики двух португалоязычных авторов - Фернанду Пессоа, определившего рубеж XIX-ХХ веков и Виржилиу де Лемуша, сформировавшегося на рубеже ХХ-XXI веков.
7. Показано, что поэтическое вдохновение Виржилиу де Лемуша не является простым плагиатом своего "европейского" предшественника. Поэтическое наследие обоих авторов "многоличностное", однако гетерономная поэтика Виржилиу де Лемуша в высшей степени актуальна, затрагивает период современной автору эпохи перманентной политической нестабильности в Мозамбике, тогда как аналогичная поэтика Фернанду Пессоа представляется более "универсальным" феноменом.
2. Отличительной чертой поэтического творчества Фернанду Пессоа явилась его манера писать стихи не толко от своего собственного имени, но и от имени других, выдуманных им поэтов - гетеронимов - каждый из которых был наделён подробной биографией, характерной внешностью, особой философией и своеобразными, индивидуальными чертами поэтического письма.
3. Изучение художественного творчества стран бывших европейскими колониями начинает развиваться с конца 80-х гг. ХХ века, по преимуществу в отношении англоязычных литератур; в 90-е гг. к ним добавляются франкофоне и испаноязычных реалии. Совсем недавно к этому списку стали прибавлять и португалоязычный мир.
4. Литература Мозамбика, поздно заявившая о себе как об уникальном эстетическом феномене, сконцентрировала гетерогенные литературные традиции.
5. Среди постколониальных авторов, не теряющих культурных связей с литературной бывшей метрополии, выделяется мозамбикский поэт и журналист Виржилиу де Лемуш (1929 - 2013). Особенность его поэтического творчества также заключается в использовании гетеронимов.
6. В докладе делается попытка сравнения гетерономной поэтики двух португалоязычных авторов - Фернанду Пессоа, определившего рубеж XIX-ХХ веков и Виржилиу де Лемуша, сформировавшегося на рубеже ХХ-XXI веков.
7. Показано, что поэтическое вдохновение Виржилиу де Лемуша не является простым плагиатом своего "европейского" предшественника. Поэтическое наследие обоих авторов "многоличностное", однако гетерономная поэтика Виржилиу де Лемуша в высшей степени актуальна, затрагивает период современной автору эпохи перманентной политической нестабильности в Мозамбике, тогда как аналогичная поэтика Фернанду Пессоа представляется более "универсальным" феноменом.