Студенческая конференция как стимул развития научно-исследовательской компетенции учащихся
Вера Николаевна Гливинская
Докладчик
доцент
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Лит. О, п.51 (онлайн, MsTeams)
2022-03-19
12:50 -
13:10
Ключевые слова, аннотация
профессиональная
компетентность; научно-исследовательская компетенция; перевод; сопоставительный
анализ; личностно-ориентированный подход; научно-практическая конференция.
Тезисы
Профессиональная компетентность выпускника
ВУЗа, как известно, не складывается сама по себе из полученных и накопленных в
процессе обучения знаний и умений. Современный подход к обучению в высшей школе
предполагает целенаправленное формирование компетенций, составляющих
профессиональную компетентность. В подготовке специалиста в любой области
знаний важное место занимает научно-исследовательская составляющая. Доклад
информирует об эксперименте автора по развитию именно этой компетенции у
студентов-болгаристов исторического факультета. В рамках спецкурса «Межъязыковая
асимметрия и перевод» студентам были предложены темы для самостоятельного сопоставительного
исследования по текстам болгарского оригинала и его перевода на русский язык.
Специфика задания заключалась в том, что темы не были связаны с их работой над
курсовыми, а базой исследования становился не исторический текст их
специальности, а художественный.
Работа над избранными темами побудила исследователей к поиску и изучению необходимых переводоведческих материалов, научила вдумчивому вчитыванию и проникновению в скрытые смыслы текста. Результаты исследований были апробированы на межвузовской студенческой научно-практической конференции «Славия: история, культура, язык» в рамках Дней славянской письменности и культуры в Институте славяноведения РАН и опубликованы.
Подготовка к выступлению на конференции стимулировала участников к созданию первичного научного текста: текста доклада и презентации к нему. Выступая перед широкой аудиторией своих коллег-славистов из разных вузов Москвы, докладчики обрели бесценный опыт публичного выступления, участия в дискуссиях и отстаивания своих позиций.
Публикация материалов конференции мотивировала студентов к написанию статей по темам своих докладов, что явилось прекрасным стимулом к обучению «азам» редактирования собственного сочинения. Процесс крайне трудоемкий, но весьма благодарный.
В целом, подводя итоги эксперимента, можно констатировать: 1. Студенты-историки с интересом относятся к смежным дисциплинам, проявляют готовность к исследовательским опытам на «чужой» территории.
2. Работа преподавателя по подготовке студентов к участию в конференциях позволяет лучше узнать своих студентов, осуществить личностно-ориентированный подход к их обучению.
3. Участие студентов в научно-практических конференциях является мощным стимулом для развития их научно-исследовательской компетенции, помогает им раскрыть свои индивидуальные творческие способности, развить общую иноязычную компетенцию и повысить уровень коммуникативных умений.
Работа над избранными темами побудила исследователей к поиску и изучению необходимых переводоведческих материалов, научила вдумчивому вчитыванию и проникновению в скрытые смыслы текста. Результаты исследований были апробированы на межвузовской студенческой научно-практической конференции «Славия: история, культура, язык» в рамках Дней славянской письменности и культуры в Институте славяноведения РАН и опубликованы.
Подготовка к выступлению на конференции стимулировала участников к созданию первичного научного текста: текста доклада и презентации к нему. Выступая перед широкой аудиторией своих коллег-славистов из разных вузов Москвы, докладчики обрели бесценный опыт публичного выступления, участия в дискуссиях и отстаивания своих позиций.
Публикация материалов конференции мотивировала студентов к написанию статей по темам своих докладов, что явилось прекрасным стимулом к обучению «азам» редактирования собственного сочинения. Процесс крайне трудоемкий, но весьма благодарный.
В целом, подводя итоги эксперимента, можно констатировать: 1. Студенты-историки с интересом относятся к смежным дисциплинам, проявляют готовность к исследовательским опытам на «чужой» территории.
2. Работа преподавателя по подготовке студентов к участию в конференциях позволяет лучше узнать своих студентов, осуществить личностно-ориентированный подход к их обучению.
3. Участие студентов в научно-практических конференциях является мощным стимулом для развития их научно-исследовательской компетенции, помогает им раскрыть свои индивидуальные творческие способности, развить общую иноязычную компетенцию и повысить уровень коммуникативных умений.