Обучение осложненному предложению в курсе РКИ
Ирина Александровна Старовойтова
Докладчик
доцент
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
25 (онлайн, МСТимз)
2022-03-18
18:00 -
18:15
Ключевые слова, аннотация
Простое предложение; сложное предложение; осложненное предложение; обучение синтаксису в аспекте РКИ.
Тезисы
Целью
обучения синтаксису в практическом курсе РКИ являются усвоение знаний о
синтаксической системе и умение употреблять нужные синтаксические структуры в
речевой деятельности. В синтаксисе рассматриваются вопросы об активном владении
речью, как выражается то или иное значение, смысл. Поэтому часть синтаксической
информации должна быть описана с помощью функционального подхода. Что касается
путей введения учебного материала, то наряду с заучиванием готовых моделей и
стандартов, необходимым считается осознание и понимание структуры и смысла
предложения.
Изучение
простого и сложного предложения в аспекте РКИ достаточно хорошо представлено в
методической литературе, что нельзя сказать про осложненное предложение, к
которому относится предложение с вводными и вставными конструкциями. В методическом плане вводным
конструкциям уделялось внимание, можно вспомнить некоторых авторов,
занимавшихся этой темой. Вводные конструкции, подобно вставкам, не являются
членами предложения и позволяют говорящему воздействовать на адресата. На их
использование влияет авторское видение. Поэтому чтобы разработать методику
обучения скобочному синтаксису, целесообразно изучить методику преподавания
вводных конструкций, как описанный в методике пример осложненного предложения. В
«Книге о грамматике» представлена классификация вводных конструкций по
признакам: семантические, морфологические, синтаксические, коммуникативные и
стилистические. Семантическая классификация имеет особое значение для обучения
русскому языку нерусских, так как она помогает учащимся осознанно использовать
их в речи. Поэтому так важно обратить внимание учащихся на коммуникативные роли
вводных конструкций в речи.
Теоретический
материал академической грамматики, опыт коллег, занимавшихся изучением
осложненного предложения, учёт общедидактических и частнометодических принципов
обучения, например, принцип активности, принцип наглядности, принцип
системности, принцип коммуникативности, принцип синтаксической основы, принцип
мотивации позволил предложить комплекс упражнений для обучения вставным
конструкциям: упражнения на наблюдение, анализ и осмысление вставных
конструкций, условно-речевые упражнения и речевые упражнения. В докладе будут
представлены примеры, иллюстрирующие вышеуказанные упражнения.