50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Дискурс пандемии

Наталья Александровна Ахренова
Докладчик
профессор
Государственный социально-гуманитарный университет

онлайн заседание
2022-03-15
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

Дискурс, глобальный концепт, неологизм, креализованный текст, интертекстуальность 

В выступлении автор описывает сложившийся в современной лингвистике дискурс под влиянием пандемии COVID-19 с позиций  когнитивной лингвистики, лингвопрагматики, социолингвистики, лингвокульторологии, лексикологии и визуальной семантики. 

Тезисы

Сегодня мы столкнулись с первым после появления интернета и начала интернет-коммуникации масштабным образованием и вхождением в мировые языки неологизмов, связанных с COVID-19, активным созданием нового этикета межличностного и делового общения, новой реальностью, созданной этим заболеванием, вхождением достаточно специфичной медицинской  терминологии в бытовой язык и т.д. Несмотря на устоявшийся в лингвистике тезис Сепира Уорфа о том, что язык определяет сознание, в марте 2020 он был опровергнут, т.к. в один миг мир стал унифицированным глобальным сообществом, в языки которого одновременно вошли универсальные реалии, термины, образы, символы, лексемы, описывающие разразившуюся пандемию коронавируса. Таким образом, был опровергнут тезис Гумбольдта о различии в способе мировосприятия. Многие ученые сошлись во мнении, что с приходом глобальной медицинской проблемы у приверженцев идеи унифицированной картины мира появилось серьезное основание для подтверждения ее существования. Осмысливая новую реальность, социум продуцирует новые лексемы, появляются новые коллокации, концептуальные метафоры, развивается паремия, меняется тональность текстов СМИ и т.д. Проанализировав современные медиа и интернет-пространство мы можем утверждать, что сегодня можно говорить о дискурсе пандемии коронавируса. Мы убеждены, что говорить о  понятии COVID-19, целесообразно, как о многогранном лингвопрагматическом феномене, который должен рассматриваться именно как дискурс, а не как жанр или стиль. Это связано с тем, что дискурс - понятие более широкое, связанное не только с лингвистическими характеристиками текстов, рожденных в СМИ, чатах, блогах и т.д., но, скорее, с целым спектром экстралингвистических параметров, которые участвуют в создании особой атмосферы пандемии коронавируса. Проводя описание дискурса пандемии, необходимо учитывать все его составляющие: новый этикет, символы эпохи пандемии, цветовое оформление, интертекстуальность, паремию, и, конечно, лингвистические и стилистические средства, которые рисуют для нас этот уникальный мир. Наши предположения подтверждаются определением дискурса, данного в лингвистическом энциклопедическом словаре «…связный текст в совокупности с экстралингвистическими – прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами; текст, взятый в событийном аспекте…, речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания (когнитивных процессах). Дискурс – это речь, «погруженная в жизнь».