Дискурс пандемии
Наталья Александровна Ахренова
Докладчик
профессор
Государственный социально-гуманитарный университет
Государственный социально-гуманитарный университет
онлайн заседание
2022-03-15
14:20 -
14:40
Ключевые слова, аннотация
Дискурс, глобальный концепт, неологизм, креализованный текст, интертекстуальность
В выступлении автор описывает сложившийся в современной лингвистике дискурс под влиянием пандемии COVID-19 с позиций когнитивной лингвистики, лингвопрагматики, социолингвистики, лингвокульторологии, лексикологии и визуальной семантики.
В выступлении автор описывает сложившийся в современной лингвистике дискурс под влиянием пандемии COVID-19 с позиций когнитивной лингвистики, лингвопрагматики, социолингвистики, лингвокульторологии, лексикологии и визуальной семантики.
Тезисы
Сегодня мы столкнулись с первым после
появления интернета и начала интернет-коммуникации масштабным образованием и
вхождением в мировые языки неологизмов, связанных с COVID-19,
активным созданием нового этикета межличностного и делового общения, новой реальностью,
созданной этим заболеванием, вхождением достаточно специфичной медицинской терминологии в бытовой язык и т.д. Несмотря
на устоявшийся в лингвистике тезис Сепира Уорфа о том, что язык определяет
сознание, в марте 2020 он был опровергнут, т.к. в один миг мир стал
унифицированным глобальным сообществом, в языки которого одновременно вошли
универсальные реалии, термины, образы, символы, лексемы, описывающие
разразившуюся пандемию коронавируса. Таким образом, был опровергнут тезис
Гумбольдта о различии в способе мировосприятия. Многие ученые
сошлись во мнении, что с приходом глобальной медицинской проблемы у
приверженцев идеи унифицированной картины мира появилось серьезное основание
для подтверждения ее существования. Осмысливая новую реальность, социум
продуцирует новые лексемы, появляются новые коллокации, концептуальные
метафоры, развивается паремия, меняется тональность текстов СМИ и т.д.
Проанализировав современные медиа и
интернет-пространство мы можем утверждать, что сегодня можно говорить о
дискурсе пандемии коронавируса. Мы убеждены, что говорить о понятии COVID-19, целесообразно, как о
многогранном лингвопрагматическом феномене, который должен рассматриваться именно как дискурс, а не как
жанр или стиль. Это связано с тем, что дискурс - понятие более широкое,
связанное не только с лингвистическими характеристиками текстов, рожденных в СМИ,
чатах, блогах и т.д., но, скорее, с целым спектром экстралингвистических
параметров, которые участвуют в создании особой атмосферы пандемии коронавируса.
Проводя описание дискурса пандемии, необходимо учитывать все его составляющие: новый
этикет, символы эпохи пандемии, цветовое оформление, интертекстуальность, паремию,
и, конечно, лингвистические и стилистические средства, которые рисуют для нас
этот уникальный мир. Наши предположения подтверждаются определением дискурса,
данного в лингвистическом энциклопедическом словаре «…связный текст в
совокупности с экстралингвистическими – прагматическими, социокультурными,
психологическими и другими факторами; текст, взятый в событийном аспекте…,
речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент,
участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания (когнитивных
процессах). Дискурс – это речь, «погруженная в жизнь».