Формы меморизации и концепция субъекта в прозе В.Г. Зебальда
Юлия Александровна Калашникова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
190, MsTeams
2022-03-18
16:20 -
16:40
Ключевые слова, аннотация
Ключевые слова: память; повествование; концепция субъекта; травма; меморизация
Тезисы
Формы меморизации травматического
опыта отражают определенную конфигурацию субъективности. Формы меморизации,
реализуемые В.Г. Зебальдом в своём творчестве, относятся к постадорновской
концепции субъекта. Адорновский субъект, хоть и подвергнутый пересмотру, все
ещё остаётся в категориях гегелевского субъекта. Постадорновский субъект
выходит за пределы диалектических схем. Драматическая оппозиция общего и
частного нивелируется. В прозе Зебальда границы субъективного и всеобщего
размываются и на их месте формируется новая форма субъективности. Эффект
размытия границ между субъективным повествованием индивидуального рассказчика и
научными выкладками, историческими описаниями, географическими подробностями в
случае текстов Зебальда являются средствами выражения данной концепции
субъективности. Форма, в
которую обличена история в ее традиционных переложениях, категорически не
устраивает автора. Создание новых форм меморизации является для него
принципиальной философской задачей. Исторический факт, непосредственно имевший место в реальной
действительности, так или иначе трансформируется в воображении не-очевидца в
результате восприятия рассказанной истории. Балансирование между историческим и
художественным повествованием, истиной и вымыслом становится новой формой
меморизации, выводящей за пределы прежних концепций субъективности. Меморизация
также связывает определенные события с образами мест. Места памяти становятся
бесконечными полями скорбей, меланхолии, утраты. Место и образ места выпадают
из исторического нарратива, который Зебальд считает ненадежным. В сборнике эссе
«Естественная история разрушения», написанном на основе Цюрихских лекций и
посвященном бомбардировкам немецких городов, Зебальд указывает, что нормальное
функционирование обычного языка в рассказах большинства очевидцев заставляет
усомниться в аутентичности изложенного в них опыта. Реальность травматического
опыта бледнеет, так как повседневного языка недостаточно для того, чтобы
передать реальность переживания. Принципиальная неантропоцентричность дискурса
становится единственным способом говорить о травматическом опыте. Формы
меморизации прошлого, таким образом, воздвигают памятник существующим понятиям
о субъективности.