«Фирма Таганка» в социальных театральных сетях 1970-х годов
Елена Ильинична Леенсон
Докладчик
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Евгения Семеновна Абелюк
Докладчик
доцент
Научно-исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Научно-исследовательский университет "Высшая школа экономики"
25 (онлайн, ZOOM)
2022-03-21
16:30 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
Социология
театра; социальные театральные сети; Театр на Таганке; «Фирма Таганка»; оттепельный и постоттепельный период советской истории.
Тезисы
Говоря о влиянии современного театра на жизнь общества, обычно имеют в виду пространство художественной жизни. Однако в оттепельное и постоттепельное время мы сталкиваемся с ситуацией, когда театр глубоко влияет и на иные сферы общественной жизни. Характерным для этого периода времени является возникновение разветвленных сетей, объединявших поклонников театра. В совокупности разные ветви таких сетей составляли сложно организованную иерархическую структуру, именуемую ее участниками «Системой»; в нее входили сотни людей.
Вокруг каждого театра Москвы и Ленинграда из числа ведущих существовала своя ветвь сети – так называемая «фирма». «Фирма Таганка» была основополагающей – вокруг нее организовывались и другие ветви театральной сети. Представители разных «фирм» сотрудничали, в том числе обменивались билетами. Этот обмен мог быть натуральным, а мог происходить и с использованием специально изготавливаемых бумажных купюр или металлических жетонов – в большинстве фирм были свои «банковские группы», работавшие с общей тайной театральной биржей.
Задача данного проекта – описание особенностей создания и функционирования «Системы». Это позволят сделать интервью, которые у организаторов и участников театральных сетей взяли и продолжают брать сотрудники Проектной лаборатории по изучению творчества Ю. П. Любимова и режиссерского театра XX–XXI вв. НИУ «Высшая школа экономики». Несмотря на то, что «Система» прекратила свое существование к середине 1980-х, участники разных ее ветвей и сейчас периодически собираются; на этих собраниях бывает до 40–50 человек. До сих пор неформальные сети поклонников театра не были объектом изучения, а участники «Системы» отказывались давать интервью. Собранный сотрудниками лаборатории материал (около 20 интервью) уникален – он позволяет описать многие особенности этого общественного феномена: возрастной и социальный состав участников, структуру, различные «роли» людей, находившихся на разных уровнях иерархически устроенного объединения, особенности функционирования объединений, отношения и формы сотрудничества с государственными учреждениями (театром, милицией), принятые здесь этические правила, традиции, терминологию, взаимоотношения с иными неформальными сетями. Кроме того, собранные материалы показывают, какое влияние в эту эпоху театры оказывали на общество.
Вокруг каждого театра Москвы и Ленинграда из числа ведущих существовала своя ветвь сети – так называемая «фирма». «Фирма Таганка» была основополагающей – вокруг нее организовывались и другие ветви театральной сети. Представители разных «фирм» сотрудничали, в том числе обменивались билетами. Этот обмен мог быть натуральным, а мог происходить и с использованием специально изготавливаемых бумажных купюр или металлических жетонов – в большинстве фирм были свои «банковские группы», работавшие с общей тайной театральной биржей.
Задача данного проекта – описание особенностей создания и функционирования «Системы». Это позволят сделать интервью, которые у организаторов и участников театральных сетей взяли и продолжают брать сотрудники Проектной лаборатории по изучению творчества Ю. П. Любимова и режиссерского театра XX–XXI вв. НИУ «Высшая школа экономики». Несмотря на то, что «Система» прекратила свое существование к середине 1980-х, участники разных ее ветвей и сейчас периодически собираются; на этих собраниях бывает до 40–50 человек. До сих пор неформальные сети поклонников театра не были объектом изучения, а участники «Системы» отказывались давать интервью. Собранный сотрудниками лаборатории материал (около 20 интервью) уникален – он позволяет описать многие особенности этого общественного феномена: возрастной и социальный состав участников, структуру, различные «роли» людей, находившихся на разных уровнях иерархически устроенного объединения, особенности функционирования объединений, отношения и формы сотрудничества с государственными учреждениями (театром, милицией), принятые здесь этические правила, традиции, терминологию, взаимоотношения с иными неформальными сетями. Кроме того, собранные материалы показывают, какое влияние в эту эпоху театры оказывали на общество.