Портрет утопии: Оценочные аспекты англоязычных рецензий о выставках советской фотографии
Надежда Владимировна Аксенова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Наталья Олеговна Магнес
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Наталья Викторовна Денисова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
онлайн заседание
2022-03-15
16:20 -
16:40
Ключевые слова, аннотация
искусствоведческий дискурс, советская фотография, оценочная деятельность, концепт, субъекты фотографического опыта.
В докладе рассмотрены средства выражения оценочности в англоязычном фотоведческом дискурсе. На материале публикаций о выставках советской фотографии, прошедших в 2015-2018гг. в странах Европы и США, авторы осуществляют анализ аксиологических смыслов при актуализации дискурсообразующих концептов: ARTIST, WORK OF ART и STATE. Результаты исследования демонстрируют ключевую роль искусствоведа в медиации культурных различий и в управлении оценочной деятельностью зрительской аудитории.
В докладе рассмотрены средства выражения оценочности в англоязычном фотоведческом дискурсе. На материале публикаций о выставках советской фотографии, прошедших в 2015-2018гг. в странах Европы и США, авторы осуществляют анализ аксиологических смыслов при актуализации дискурсообразующих концептов: ARTIST, WORK OF ART и STATE. Результаты исследования демонстрируют ключевую роль искусствоведа в медиации культурных различий и в управлении оценочной деятельностью зрительской аудитории.
Тезисы
Доклад посвящен изучению оценки как индивидуально-субъективного способа структурирования эстетической информации в пространстве англоязычного искусствоведческого дискурса, посвященного советской фотографии. Обращаясь к публикациям о западных выставках работ советских фотографов, авторы доклада стремятся продемонстрировать, как оценка произведений искусствоведом позволяет преодолеть идейно-культурный разрыв между произведением искусства и аудиторией, содействуя адекватному декодированию фотографического знака. Интерпретационно-оценочные действия искусствоведов приобретают особую значимость при ознакомлении аудитории с контрафактивными фотографиями, передающими не вполне объективный или намеренно искаженный образ советской действительности. В ходе анализа оценочных смыслов при актуализации трех дискурсообразующих концептов ARTIST, WORK OF ART и STATE авторы доклада выявляют механизмы, задействованные в конструировании смыслов посредством фотоизображения и уточняют состав субъектов фотографического опыта, участвующих в создании фотолетописи нового советского государства.
Исследование продемонстрировало, что в англоязычном искусствоведческом дискурсе советское государство способно выступать в функции референта фотоизображений, однако чаще фигурирует в ролях цензора, регулятора доступа аудитории к фотоматериалам и заказчика идеологической фотопродукции, а также в роли источника оценки этико-эстетического содержания фоторабот. Взаимоотношения между государством и художником репрезентируются как деструктивно-иерархические, подрывающие принцип эстетической самоценности искусства. Амбивалентный характер оценки деятельности советских фотохудожников связан с противопоставлением формы и содержания фотографических работ: ideologically constrained but conceptually advanced; socialist in content and realist in form. Однако, подчеркивая вынужденность следования жестким установкам государства-заказчика, авторы рецензий оправдывают фотохудожника-исполнителя, смещая аксиологический фокус с рациональной оценки собственно политической составляющей фоторабот в сторону эстетической оценки их художественного содержания: unconventional, radical, innovative, original.Выступая важной формой агитационного искусства и одним из средств создания политического мифа, советская фотография трактуется в терминах пропаганды и в работах арт-критиков. Однако, несмотря на политическую составляющую и возможную контрафактивность, советская фотография как направление изобразительного искусства в целом, а также художественная ценность снимков, используемые фотографами новаторские приемы и выразительные средства в частности становятся объектами мелиоративной оценки в искусствоведческой рецензии.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №20-012-00276.
Исследование продемонстрировало, что в англоязычном искусствоведческом дискурсе советское государство способно выступать в функции референта фотоизображений, однако чаще фигурирует в ролях цензора, регулятора доступа аудитории к фотоматериалам и заказчика идеологической фотопродукции, а также в роли источника оценки этико-эстетического содержания фоторабот. Взаимоотношения между государством и художником репрезентируются как деструктивно-иерархические, подрывающие принцип эстетической самоценности искусства. Амбивалентный характер оценки деятельности советских фотохудожников связан с противопоставлением формы и содержания фотографических работ: ideologically constrained but conceptually advanced; socialist in content and realist in form. Однако, подчеркивая вынужденность следования жестким установкам государства-заказчика, авторы рецензий оправдывают фотохудожника-исполнителя, смещая аксиологический фокус с рациональной оценки собственно политической составляющей фоторабот в сторону эстетической оценки их художественного содержания: unconventional, radical, innovative, original.Выступая важной формой агитационного искусства и одним из средств создания политического мифа, советская фотография трактуется в терминах пропаганды и в работах арт-критиков. Однако, несмотря на политическую составляющую и возможную контрафактивность, советская фотография как направление изобразительного искусства в целом, а также художественная ценность снимков, используемые фотографами новаторские приемы и выразительные средства в частности становятся объектами мелиоративной оценки в искусствоведческой рецензии.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №20-012-00276.