Газетизмы в современных российских СМИ: принципы их классификации
Никола Отелло Кристиано
Докладчик
преподаватель
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
онлайн
2022-03-18
14:10 -
14:35
Ключевые слова, аннотация
Газетизм; стилистика русского языка; СМИ; семантическая классификация; лексико-тематические
группы.
Тезисы
Газета ‒ один из важнейших источников информации, вне зависимости от формы:
электронного формата или печатного. Она имеет долгую историю развития, с
течением времени усложнялась структура издания, ее цели, задачи и выполняемые
функции. Также менялись внешний вид газеты, ее язык. Проблема исследования языка газеты является актуальной задачей, так как в
нем отражена вся система национального литературного языка. Он тесно связан со
всеми функциональными стилями, в нем ярко отражаются языковые изменения, особенно
на лексическом уровне, а также изменения в жизни общества. Также стоит отметить,
что в настоящее время количество работ, посвященных языку газеты, и словарей
языка публицистики относительно небольшое.
Язык газеты имеет следующие значимые характеристики: многостильность, социальная оценочность, чередование экспрессии и стандарта, стремление к разговорности, неофициальности, использование клишированных фраз и выражений и др., которые отражены в газетизмах.
Газетизмы в нашей работе рассматриваются конкретно как слова или выражения, используемые преимущественно в газетно-публицистической речи, обладающие определённой частотностью, имеющие эмоционально-экспрессивную оценку.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время универсальная классификация газетизмов не существует, и это является интересной темой для исследования.
Газетизмы можно классифицировать по тем же принципам, что и всю лексику русского языка: по принадлежности к тематическим группам (общественно-политические, экономические, спортивные, термины искусства, военного дела и т.д.), по происхождению (исконно русские и заимствованные), по сфере употребления (общеупотребительные и ограниченного употребления), по стилистической характеристике и оценочности (нейтральные, книжные и разговорные; негативно окрашенные и позитивно окрашенные), по степени употребительности (активного и пассивного словарного запаса), по грамматическим признакам.
В нашей работе мы сосредоточились на семантических характеристиках газетизмов и распределили их на 16 лексико-тематических групп (Политика, Общество, Люди/Отношения, Характеристика/Оценка, Коммуникация, Экономика, Власть/Управление, Здоровье, Технологии, Идеология, Творчество/Искусство, Время, География, Объекты/Инфраструктура, Вещество, Спорт). Критериями распределения слов в указанные группы послужили категориально-видовые отношения предметов и явлений действительности, которые обозначают газетизмы.
Язык газеты имеет следующие значимые характеристики: многостильность, социальная оценочность, чередование экспрессии и стандарта, стремление к разговорности, неофициальности, использование клишированных фраз и выражений и др., которые отражены в газетизмах.
Газетизмы в нашей работе рассматриваются конкретно как слова или выражения, используемые преимущественно в газетно-публицистической речи, обладающие определённой частотностью, имеющие эмоционально-экспрессивную оценку.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время универсальная классификация газетизмов не существует, и это является интересной темой для исследования.
Газетизмы можно классифицировать по тем же принципам, что и всю лексику русского языка: по принадлежности к тематическим группам (общественно-политические, экономические, спортивные, термины искусства, военного дела и т.д.), по происхождению (исконно русские и заимствованные), по сфере употребления (общеупотребительные и ограниченного употребления), по стилистической характеристике и оценочности (нейтральные, книжные и разговорные; негативно окрашенные и позитивно окрашенные), по степени употребительности (активного и пассивного словарного запаса), по грамматическим признакам.
В нашей работе мы сосредоточились на семантических характеристиках газетизмов и распределили их на 16 лексико-тематических групп (Политика, Общество, Люди/Отношения, Характеристика/Оценка, Коммуникация, Экономика, Власть/Управление, Здоровье, Технологии, Идеология, Творчество/Искусство, Время, География, Объекты/Инфраструктура, Вещество, Спорт). Критериями распределения слов в указанные группы послужили категориально-видовые отношения предметов и явлений действительности, которые обозначают газетизмы.