Образ героя - визионера в эссе С. Джонсона «Видение Феодора, отшельника с Тенериф, найденное в его келье».
Людмила Юрьевна Макарова
Докладчик
доцент
Уральский государственный педагогический университет
Уральский государственный педагогический университет
190, MsTeams
2022-03-17
13:20 -
13:40
Ключевые слова, аннотация
эссе, Просвещение, Самюэль Джонсон, видение, жанр, образ героя - визионера, аллюзии
Тезисы
Доклад посвящен эссе Самюэля
Джонсона «Видение Феодора, отшельника с Тенериф, найденное в его келье»,
опубликованного в 1748 года в трактате Роберта Додсли «Учитель, или Всеобщая
система воспитания», а также в «Журнале джентльмена» 1748 (№18). Жанр эссе, получивший
распространение в журналах эпохи Просвещения, нередко обретал художественные
признаки видения, традиционного и вместе с тем весьма динамичного по структуре
и содержанию жанра, развивавшегося в недрах средневековой литературы.
Английская литература к началу Нового времени отличалась очень развитой
визионерской традицией, что позволило писателям XVIII столетия
не только актуализировать жанровую память видения, но и интерпретировать мотивы
и образы в соответствии с концепциями своего времени. В творчестве Самюэля Джонсона,
виднейшего английского просветителя, немало визионерских «вариаций», одной из
которых (самых известных в русских переводах конца XVIII века, сделанных с немецкого)
явилось «Видение Феодора, отшельника с Тенериф, найденного в его келье». Предуведомлением
к эссе стали обращенные к читателям - ученикам рассуждения Учителя, в которых
объясняется «разница между привычками, чувствами и страстями», рационально и
взвешенно доказывается необходимость обзаведения хорошими привычками и
следования правилам воспитания. Образ главного героя Феодора построен на
антитезе: с одной стороны, назван именем, означающем «дар Божий», с другой
стороны, прожил большую часть жизни в суете, подобно многим обывателям,
пораженным «честолюбием и величием», что герой подчеркивает в приступе к своему
рассказу. Однако именно осознание своей низости и привело Феодора к восхождению
на вершину скалы на острове Тенерифе, его сердечная чувствительность и
негодование против собственных пороков обусловили возможность видения того, что
закрыто от взора большинства. Встреча с духом Защитником, покровительствующим «детям
праха», символизирует избранность души героя и означает возможность ее
перемены. Контуры горы Бытия, так долго манившей воображение Теодора, непредсказуемо
изменяются, гора предстает будто перевернутым конусом: внизу – «Пустота и Тьма»,
окружающие Теодора, а вверху видны возвышающиеся друг над другом уступы,
отличающиеся разнообразными ландшафтами. Аллегорией человечества становятся
образы восходящих людей, напоминающих в своих взаимоотношениях с Воспитанием и
привычками то карликов/лилипутов то великанов, (напоминающих обитателей стран,
описанных Лемюэлем Гулливером в романе Дж. Свифта). «Восхождение» становится для
Теодора путем «исследования и мудрости»; для читателей Р. Додсли и С. Джонсона судьба героя - это нравственный урок в духе эпохи.