Проблема авторства в современном художественном дискурсе: стрит-арта
Светлана Валерьевна Иванова
Докладчик
доцент
Российский институт истории искусств; СПбГУПТД
Российский институт истории искусств; СПбГУПТД
201
2022-03-18
11:00 -
11:30
Ключевые слова, аннотация
автор, проблема авторства, перфоманс, стрит-арт
Тезисы
Анонимность - или хотя бы мнимая анонимность, прикрытая
прозвищами или неким именем, за которым чаще всего стоит не один художник, а
некая коллаборация - является одной из характерных черт стрит-арта. Один из
самых дорогих и востребованных художников в этом направлении - Бэнкси - в своем
представлении аудитории вообще не имеет ни характерных черт, ни даже лица - и
его представление максимально обобщено и приближено к некому стандартному
образу "обычного молодого человека"/ подростка. Бенкси знаменит - и при
этом неизвестен.
Можно попытаться наметить ту линию, которая в искусстве XX века приводит к подобной самопрезентации художника. Например, перфомансы Ива Кляйна с его «антропометриями» - которые хоть и выполнены под присмотром художника, но к которым он имеет лишь опосредованное отношение. Его «астронометрии» вообще исключают непосредственное участие художника в процессе («Космогония дождя»). Работы Энди Голдсуорси продолжают линию, где художник – лишь медиум («Тень дождя») – или же наблюдатель? Жертва или следователь? («Тень») – но не творец в классическом смысле этого слова. Но можно даже не оставить тени – в чем преуспевает, например, Лю Болин («Исчезающий художник»). Или же оставить вместо себя лишь улики (Эмин Трейси).
В пост-советском пространстве можно вспомнить проект «Выбор народа» Комара & Меламида. Курьезным образом с ним перекликается «Портет де Белами», проданный до пандемии на осенних торгах Кристис почти за полмиллиона долларов.
Давая интервью, Бэнкси предстает перед зрителем в бумажном пакете из супермаркета, надетом на голову. Один из самых успешных ди-джеев мира до пандемии – Маршмеллоу – выступает в белом ведре с прорезанным изображением смайлика – с обозначением «мертвый человек» (отметим, что музыкальная «визитная карточка» этого ди-джея – мажор). Что, кроме прямолинейной фразы «автор умер» может стоять за этой маской? Маской автора без тела.
Можно попытаться наметить ту линию, которая в искусстве XX века приводит к подобной самопрезентации художника. Например, перфомансы Ива Кляйна с его «антропометриями» - которые хоть и выполнены под присмотром художника, но к которым он имеет лишь опосредованное отношение. Его «астронометрии» вообще исключают непосредственное участие художника в процессе («Космогония дождя»). Работы Энди Голдсуорси продолжают линию, где художник – лишь медиум («Тень дождя») – или же наблюдатель? Жертва или следователь? («Тень») – но не творец в классическом смысле этого слова. Но можно даже не оставить тени – в чем преуспевает, например, Лю Болин («Исчезающий художник»). Или же оставить вместо себя лишь улики (Эмин Трейси).
В пост-советском пространстве можно вспомнить проект «Выбор народа» Комара & Меламида. Курьезным образом с ним перекликается «Портет де Белами», проданный до пандемии на осенних торгах Кристис почти за полмиллиона долларов.
Давая интервью, Бэнкси предстает перед зрителем в бумажном пакете из супермаркета, надетом на голову. Один из самых успешных ди-джеев мира до пандемии – Маршмеллоу – выступает в белом ведре с прорезанным изображением смайлика – с обозначением «мертвый человек» (отметим, что музыкальная «визитная карточка» этого ди-джея – мажор). Что, кроме прямолинейной фразы «автор умер» может стоять за этой маской? Маской автора без тела.