50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

О малоизвестной публикации С. А. Полякова в газете "Русское слово"

Ольга Ивановна Шапкина
Докладчик
старший научный сотрудник
Институт мировой литературы им. М.А. Горького РАН

201 (онлайн)
2022-03-18
14:00 - 14:20

Ключевые слова, аннотация

С.А. Поляков; Ф. Сологуб; газета "Русское слово"; статья; интервью; новое искусство.


Тезисы

Сергей Александрович Поляков (1874–1943) известен широкой публике прежде всего как меценат, издатель и переводчик. Однако помимо этого он также писал стихи и публиковал в периодических изданиях статьи и заметки. На данный момент выявлено лишь несколько его рецензий, опубликованных в журнале «Весы» под псевдонимом С. Ещбоев. В библиографическом указателе «Российские литераторы начала ХХ века на страницах московских газет» (М., 2019) представлены сведения ещё об одной малоизвестной публикации. В частности, в газете «Русское слово» (1907. 10 окт.(232). С. 3) был напечатан материал «У Фёдора Сологуба», подписанный – «С. Поляков». В жанровом отношении данный текст можно отнести к интервью-портрету, поскольку в нём даётся характеристика известной личности из сферы искусства. Содержание интервью делится на шесть тематических блоков: в первом С.А. Поляков размышляет над тем, почему критики и читатели считают Ф. Сологуба молодым писателем. Во втором блоке даётся характеристика творчества с помощью ярких образов: «<…> Фёдор Сологуб с его влюблённостью в вечность, презиравшую базар дня, пришёлся не ко двору, был дикой уткой среди добродетельных домашних кур». В третьем представлено описание внешности писателя и обсуждение «Мелкого беса» (критика о романе, автор и произведение, образ Передонова). Четвёртый блок посвящён задачам нового искусства, пятый – театру (умер ли старый театр? какою будет новая драма?), шестой – эротической литературе. Анализ данного интервью позволяет сделать некие выводы об особенностях стиля С.А. Полякова-журналиста. В частности, среди художественных приёмов по-прежнему присутствует ирония, характерная для его рецензий в журнале «Весы». В тексте встречаются также сравнения (например, талант Ф. Сологуба соотносится с медленно растущим дубом). Примечательно, что в тексте интервью даны не только ответы писателя на вопросы, но и его реакция на них: «Фёдор Кузьмич несколько смущён вопросом и отвечает с некоторой стыдливостью чуткого человека, которому приходится говорить о самом себе и высказывать без особого внутреннего побуждения свои задушевные мысли». Эти комментарии позволяют С.А. Полякову глубже раскрыть личность Ф. Сологуба, более полно воссоздать его образ.   Тема театра продиктована первыми опытами Ф. Сологуба в драматургии и его явным интересом к этой сфере. А новое искусство и эротика в литературе у читателей начала ХХ века прочно ассоциировались с символистами, к которым относили Ф. Сологуба, поэтому обращение к этим двум темам также вполне закономерно. Работа выполнена в Институте мировой литературы имени А.М. Горького РАН за счёт гранта Российского научного фонда (РНФ, проект № 20-18-00003).