«Мечты – третий сорт», или пределы воображения
Михаил Александрович Степанов
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна
Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна
133 (онлайн, ZOOM)
2022-03-18
13:30 -
14:00
Ключевые слова, аннотация
мечта, воображение, двойник, фантастическое кино 1960-х, сэмплинг
Тезисы
Доклад посвящен популярным фантастическим фильмам 1960-х годов, комически раскрывающим тему двойничества. Если романтический двойник воплощал бессознательные демонические силы, то двойник популярной фантастики означенного периода олицетворял пределы научного воображения и высшие ценности эпохи научно-технического прогресса. К 2000 году мечты 1960-х годов в попкультуре иронично рассматривались как "мечты - третий сорт".
«Мечты третий сорт» – это название известного альбома 2000 года петербургской группы «Нож для фрау Мюллер». Музыкальные композиции строятся на семплах из фильмов 1960-1970-х годов, таких как «Формула радуги» (1966), «Его звали Роберт» (1967) к/ф «Бриллиантовая рука» (1968) «Фантомас» (1964), «Фантомас против Скотланд-Ярда» (1966) и т.д. Музыканты отобрали наиболее странные музыкальные семплы и фразы из фильмов, создав тем самым невообразимый музыкальный коктейль, названный ими post easy listening. Музыканты иронично относятся к периоду непоколебимой веры в научно-технический прогресс, а потому обыгрывают сатирические фильмы эпохи, ведомой мечтой о изящной функциональности и элегантной технологичности.
Авторы сборника «Веселые человечки: Культурные герои советского детства» (НЛО, 2008) создали срез культурного сознания советского и постсоветского общества, когда масштабно проанализировали в качестве единого социокультурного явления персонажей книг, фильмов и телепередач советского детства. Однако, если взглянуть на выборку фантастического масскультового кино в музыкальном альбоме, или точнее через него, то обнаруживается навязчивая тема двойничества. Тема двойника раскрывается иначе, чем в романтической и символистской традиции. Новый романтический доппельгангер обнажает пределы воображения: советские роботы (или перевоплощения Фантомаса) принадлежат комическому, а не мистическому измерению (демонические силы). Новые двойники служат оптимизации оборудования (человекозамещающих технологий), выявляют фундаментальные антропогенные неисправности и демонстрируют пределы технологической сингулярности. Человек в итоге побеждает робота или оказывается несоизмеримо ценнее искусственного человека.
Интересна в данном случае сама мечта – быть человеком. Каковы же пределы этой мечты, пределы воображения?
«Мечты третий сорт» – это название известного альбома 2000 года петербургской группы «Нож для фрау Мюллер». Музыкальные композиции строятся на семплах из фильмов 1960-1970-х годов, таких как «Формула радуги» (1966), «Его звали Роберт» (1967) к/ф «Бриллиантовая рука» (1968) «Фантомас» (1964), «Фантомас против Скотланд-Ярда» (1966) и т.д. Музыканты отобрали наиболее странные музыкальные семплы и фразы из фильмов, создав тем самым невообразимый музыкальный коктейль, названный ими post easy listening. Музыканты иронично относятся к периоду непоколебимой веры в научно-технический прогресс, а потому обыгрывают сатирические фильмы эпохи, ведомой мечтой о изящной функциональности и элегантной технологичности.
Авторы сборника «Веселые человечки: Культурные герои советского детства» (НЛО, 2008) создали срез культурного сознания советского и постсоветского общества, когда масштабно проанализировали в качестве единого социокультурного явления персонажей книг, фильмов и телепередач советского детства. Однако, если взглянуть на выборку фантастического масскультового кино в музыкальном альбоме, или точнее через него, то обнаруживается навязчивая тема двойничества. Тема двойника раскрывается иначе, чем в романтической и символистской традиции. Новый романтический доппельгангер обнажает пределы воображения: советские роботы (или перевоплощения Фантомаса) принадлежат комическому, а не мистическому измерению (демонические силы). Новые двойники служат оптимизации оборудования (человекозамещающих технологий), выявляют фундаментальные антропогенные неисправности и демонстрируют пределы технологической сингулярности. Человек в итоге побеждает робота или оказывается несоизмеримо ценнее искусственного человека.
Интересна в данном случае сама мечта – быть человеком. Каковы же пределы этой мечты, пределы воображения?