Функционирование литературного текста в пространстве современного танца.
Дарья Владимировна Байдина
Докладчик
аспирант
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
25 (онлайн, ZOOM)
2022-03-22
12:30 -
13:00
Ключевые слова, аннотация
Ключевые слова: литературный текст, хореография, современный танец, балет, театр, драматургия.
Тезисы
Творчество и деятельность каждого балетмейстера немыслимы без регулярного поиска новых идей и отбора тем (проблем) для постановки хореографического спектакля. Создание нового хореографического произведения, созвучного нашему времени – это сложный и многоступенчатый творческий процесс, требующий определенных усилий и творческих исканий. Одним из звеньев в этой цепи художественных контактов, необходимых при создании хореографического спектакля, можно назвать контакт балетмейстера с художественным литературным произведением.
Как известно, современная хореография представляет собой синтетическое искусство, объединяющее в себе во взаимосвязи другие виды искусств, и обнаруживает с ними общие свойства. Но в данном случае, рассматривая современный танец и балет, мы говорим о синтезе различных искусств, подчиненном художественному хореографическому образу. Во все времена в хореографическом искусстве активно использовались литературные сюжеты, образы и, что естественно, драматургия художественного литературного произведения. Образы, рожденные прозой, драматургией известных писателей, всегда привлекали внимание деятелей хореографии. Уже первые этапы развития балета как самостоятельного искусства были связаны с его опорой именно на литературу. Также и в настоящее время современный танец (балет) обращается к классическим произведениям литературы. Например, в репертуаре балета «Москва» имеется спектакль «Кафе Идиот». Пересказать многослойный, насыщенный событиями детективный роман с помощью только движений и образов – задача непростая, но балетмейстер справляется с ней и воссоздает на сцене узнаваемый сюжет, особую атмосферу, и, таким образом, роман Ф. М. Достоевского становится богатой фактурой для современного танцевального языка.
Танцевальная драматургия является основой всего хореографического действия. Драматургия хореографического произведения содержит в себе черты, близкие как музыкальной драматургии, так и драматическому театру. Через драматургию современный танец может быть связан не только с драматическим театром, но и с литературой. Его сценарий – явление театрально-хореографическое, но также и литературное (поскольку он представляет собой словесно изложенный сюжет). И очень часто сценарий создается на основе литературных произведений, поэтому рассмотрение взаимосвязи современного танца с литературой в этом случае очевидно.Для современного танца в его взаимоотношениях с литературой также характерны такие понятия как вольная фантазия, интерпретация. Танец может передать образный мир, идею, главный драматический конфликт литературного произведения. Балетмейстер стремится дать собственное его прочтение, выдвинуть свою концепцию. Но стоит отметить, что современному танцу не все литературные произведения доступны.
Как известно, современная хореография представляет собой синтетическое искусство, объединяющее в себе во взаимосвязи другие виды искусств, и обнаруживает с ними общие свойства. Но в данном случае, рассматривая современный танец и балет, мы говорим о синтезе различных искусств, подчиненном художественному хореографическому образу. Во все времена в хореографическом искусстве активно использовались литературные сюжеты, образы и, что естественно, драматургия художественного литературного произведения. Образы, рожденные прозой, драматургией известных писателей, всегда привлекали внимание деятелей хореографии. Уже первые этапы развития балета как самостоятельного искусства были связаны с его опорой именно на литературу. Также и в настоящее время современный танец (балет) обращается к классическим произведениям литературы. Например, в репертуаре балета «Москва» имеется спектакль «Кафе Идиот». Пересказать многослойный, насыщенный событиями детективный роман с помощью только движений и образов – задача непростая, но балетмейстер справляется с ней и воссоздает на сцене узнаваемый сюжет, особую атмосферу, и, таким образом, роман Ф. М. Достоевского становится богатой фактурой для современного танцевального языка.
Танцевальная драматургия является основой всего хореографического действия. Драматургия хореографического произведения содержит в себе черты, близкие как музыкальной драматургии, так и драматическому театру. Через драматургию современный танец может быть связан не только с драматическим театром, но и с литературой. Его сценарий – явление театрально-хореографическое, но также и литературное (поскольку он представляет собой словесно изложенный сюжет). И очень часто сценарий создается на основе литературных произведений, поэтому рассмотрение взаимосвязи современного танца с литературой в этом случае очевидно.Для современного танца в его взаимоотношениях с литературой также характерны такие понятия как вольная фантазия, интерпретация. Танец может передать образный мир, идею, главный драматический конфликт литературного произведения. Балетмейстер стремится дать собственное его прочтение, выдвинуть свою концепцию. Но стоит отметить, что современному танцу не все литературные произведения доступны.