Особенности драматургии футуристических синтезов
Евгения Геннадьевна Грушевская
Докладчик
старший преподаватель
МГУ имени М.В. Ломоносова
МГУ имени М.В. Ломоносова
25 (онлайн, ZOOM)
2022-03-21
13:00 -
13:30
Ключевые слова, аннотация
Ключевые слова: итальянский футуризм, футуристический театр, футуристические синтезы, теоретические манифесты, Ф. Т. Маринетти.
Тезисы
Итальянские футуристы одними из первых предприняли трансформацию
классического театра. В изобретенном ими жанре «синтезов» они использовали
приемы театра варьете с целью подставить под вопрос традиционную роль зрителя, реализм
как художественное направление и традиционные формы драматургии. Синтезы итальянских
футуристов отличаются большим многообразием, однако общим для них является
условность изображаемых сцен, подчеркнутый алогизм, акцент на эффекте удивления,
неожиданности, а также стремление вовлечь публику в представление. Программная
краткость позволяла в рамках одного показа представить зрителям несколько
различных синтезов, что создавало эффект коллажа. Теоретическое основание синтезы
получили в манифесте «Театр варьете», написанном лидером футуристов Ф. Т.
Маринетти в 1913 году. Представления театра варьете виделись им как наиболее
адекватное отражение современности, «тигель, в котором кипят элементы
подготовляющейся новой чувствительности». В манифесте «Футуристический
синтетический театр» 1915 года авторы провозглашали создание футуристического
театра, воздействующего не на разум, а на чувства зрителей с помощью сочетания
различных театральных средств. Наиболее важным для них является понятие
автономности театра, отказ от фотографического воспроизведения реальности, а
также ориентация на эмоциональное и чувственное воздействие на публику. Данными
теоретическими установками определяется и новая драматургия, предложенная футуристами.
Ряд синтезов воспроизводит традиционные темы буржуазной драмы, но в пародийном
ключе (например, синтезы У. Боччони «Поднимающееся тело», «Гений и культура»). Авторы
отказываются от доминирующей роли актера на сцене, ограничивают сферу актерской
игры только демонстрацией его конечностей (синтезы Ф. Т. Маринетти «Основания» и
«Руки» в сотрудничестве с Б. Корра); вводят в качестве действующих персонажей
неодушевленные предметы («Они приходят» Ф. Т. Маринетти). Поскольку синтезы
обозначали максимальное сжатие драматургии, то иногда они состояли только из
одной реплики или звука, которые и заключали в себе драматургический конфликт («Негативный
акт» Б. Корра и Э. Сеттимелли, «Взрыв» и «Нет собаки» Ф. Канджулло). В ряде синтезов можно наблюдать стремление
воздействовать на зрителей, вовлечь их в представление («Из окна» А. Коррадини
и Э. Сеттимелли, «Сумасшествие» М. Десси, «Свет!» Ф. Канджулло). В центре данных постановок – изменение
эмоционального состояния всех присутствующих. Наконец, ряд пьес построен на работе с языком, в них
можно отметить стремление подвергнуть сомнению роль языка как конвенционального
средства общения.