Развитие когнитивно-коммуникативных навыков и их связь с использованием линейных структур языка
Ульяна Викторовна Новикова
Докладчик
доцент
Кубанский государственный технологический университет
Кубанский государственный технологический университет
195 (МСТимз)
2022-03-18
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
Информация, линейные структуры, речь, язык, грамотность, коммуникативные навыки.
Тезисы
В
последние десятилетия прослеживается тенденция ухода от использования линейных
языковых структур к мультимедийным семантическим конструкциям. Текст выглядит
уже не как ряд последовательно сменяющих друг друга элементов: слов,
предложений, сложных синтаксических целых. Система языка выполняет скорее
метаязыковую функцию: выступает своеобразным мостиком между видеофрагментами,
схемами, таблицами, пиктограммами, рисунками. Меняется скорость продуцирования
и восприятия информации, способы ее хранения, передачи и воспроизведения. Активно
формируются новые когнитивные модели, основной единицей речи иногда признается
текст или даже макротекст. Усиленно
развиваются методы технически опосредованного общения и обучения. Смысл
языкового знака меркнет перед яркостью слайдов презентаций.
Удивительным и странным в эпоху мультимедиа кажется обнаружение такого эффекта, как вторичная, или функциональная, неграмотность. Казалось бы, это необъяснимо, но на самом деле напрямую соотносится с уменьшением использования линейных языковых структур. Иначе говоря, с утратой способности носителя языка продуцировать собственный текст и адекватно воспринимать чужой. В ходе лингвистических экспериментов, анкетирования и опросов удалось установить некоторые особенности восприятия и продуцирования линейных языковых конструкций студентами технического вуза.1. У 3% студентов сохраняется послоговое чтение. 2. 87% студентов не способны точно воспроизвести смысл предложения, если в нем больше 10 слов. 3. 40% испытывают трудности при чтении литературных произведений. 4. 77% имеют трудности с восприятием идиоматических выражений. 5. 76% студентов после восприятия мультимедийной информации чувствуют опустошение, раздражение, безразличие, указывают на отсутствие каких-либо эмоций. 6. 47% студентов с трудом создают собственный текст на заданную тему без подготовки. 7. 21% студентов затрудняется в написании собственного текста даже после дополнительной подготовки. 8. 19% студентов чувствуют интерес к чтению. 9. 22% студентов уверены, что знание русского языка поможет им стать более успешными в жизни. 10. 2% студентов способны понимать сложные тексты, анализировать, переосмысливать информацию. Бедность речи, отсутствие навыков работы с текстом, неумение выполнить комплексный анализ художественного текста, разделить главную и дополнительную информацию, грамотно выразить собственные мысли и правильно понять чужие – вот результат уменьшения работы с линейными структурами языка.
Удивительным и странным в эпоху мультимедиа кажется обнаружение такого эффекта, как вторичная, или функциональная, неграмотность. Казалось бы, это необъяснимо, но на самом деле напрямую соотносится с уменьшением использования линейных языковых структур. Иначе говоря, с утратой способности носителя языка продуцировать собственный текст и адекватно воспринимать чужой. В ходе лингвистических экспериментов, анкетирования и опросов удалось установить некоторые особенности восприятия и продуцирования линейных языковых конструкций студентами технического вуза.1. У 3% студентов сохраняется послоговое чтение. 2. 87% студентов не способны точно воспроизвести смысл предложения, если в нем больше 10 слов. 3. 40% испытывают трудности при чтении литературных произведений. 4. 77% имеют трудности с восприятием идиоматических выражений. 5. 76% студентов после восприятия мультимедийной информации чувствуют опустошение, раздражение, безразличие, указывают на отсутствие каких-либо эмоций. 6. 47% студентов с трудом создают собственный текст на заданную тему без подготовки. 7. 21% студентов затрудняется в написании собственного текста даже после дополнительной подготовки. 8. 19% студентов чувствуют интерес к чтению. 9. 22% студентов уверены, что знание русского языка поможет им стать более успешными в жизни. 10. 2% студентов способны понимать сложные тексты, анализировать, переосмысливать информацию. Бедность речи, отсутствие навыков работы с текстом, неумение выполнить комплексный анализ художественного текста, разделить главную и дополнительную информацию, грамотно выразить собственные мысли и правильно понять чужие – вот результат уменьшения работы с линейными структурами языка.