50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Сновидческие техники в романе «Безутешные» Кадзуо Исигуро

Татьяна Сергеевна Орлова
Докладчик
аспирант
ассистент Санкт-Петербургского государственного университета, преподаватель Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица

190, MsTeams
2022-03-18
14:00 - 14:20

Ключевые слова, аннотация

сновидения; Кадзуо Исигуро; онейропространство; мотив сна; онейропоэтика.

Тезисы

Сны на протяжении всей истории человечества оказывали всепроникающее влияние на искусство. В мировой культуре сновидения как форма представляют художественный интерес для творцов разных видов медиа, открывая широкое поле для экспериментов. В частности, писатели с помощью определенных техник стремятся воссоздать в литературном тексте удивительный, пугающий, вдохновляющий и странный мир снов. Доклад раскрывает основные результаты исследования, посвященного роману «Безутешные» (The Unconsoled, 1995) британского писателя Кадзуо Исигуро (Ishiguro, 1954). В докладе утверждается наличие в романе сновидческих техник, созвучных положениям психоаналитической теории, в первую очередь, фрейдизма. В соответствии с целями исследования, в докладе предлагается выделение основных техник, которые Исигуро использовал для создания онейропространства в романе «Безутешные». С учетом психоаналитической теории, основное внимание в докладе уделяется положению, что в романе для раскрытия психологических проблем протагониста используются те же механизмы, которые лежат в основе работы бессознательных душевных процессов, в частности, снов. Среди выявленных техник можно обнаружить, например, точное следование логике сна, что также прослеживается из рабочего названия романа - «Piano Dreams». Фабульное описание городского пространства, по которому путешествует пианист Райдер, построено как психологический поиск, который погружает читателя в онейрическую реальность, а также в мир фрагментарных воспоминаний. Подобные и другие художественные решения в романе поддерживаются положениями психоаналитической и онейрической теориями. Проанализированные приемы онейроповествования позволяют Исигуро не только отразить сферу психологического, но и постепенно раскрыть в романном корпусе тему важности для человеческого опыта работы механизма памяти. Так, ряд художественных особенностей  романа найдут свое отражение в более поздних работах писателя, например, в «Погребенном великане» (The Buried Giant, 2015). Анализ показал, что сновидческие техники в романе соотносятся с работой механизмов сновидений, выявленных психоанализом. Проведенное исследование зафиксировало художественную интенцию Исигуро написать универсальный, международный текст, который был бы понятен представителям разных культур с помощью языка снов, который является особым средством выражения, чья грамматика строится на работе универсальных метафор, а также таких общечеловеческих механизмов, как память, эмоциональный центр, акты бессознательного и т. д. Таким образом, проведенное исследование не только рассмотрело роман «Безутешные» с точки зрения онейропоэтики, но и позволило встроить текст «Безутешных» в корпус романов Исигуро, в которых отражена проблема памяти.