Рецепция евангельской притчи о Марфе и Марии в британской послевоенной женской прозе
Алиса Яковлевна Климовская
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
190, MsTeams
2022-03-18
13:40 -
14:00
Ключевые слова, аннотация
Ключевые слова: Притча о Марфе и Марии; Барбара Пим; Фэй Уэлдон; Антония Сьюзен Байетт; аллюзия; гендер
Тезисы
Доклад посвящен неисследованной проблеме репрезентации в британской послевоенной женской прозе притчи о Марфе и Марии из Нового Завета. Выявлены различия между каноническим (мужским) и женским подходом к интерпретации образов Марфы и Марии. Сестры, наделенные разными характерами, стали символом различных установок в жизни христиан. В отличие от канонического восприятия, которое считает моделью, достойной подражания, поведение созерцательной Марии, анализируемые авторы фокусируют свое внимание на разработке образа практичной Марфы, для которой суть христианства состоит в реальном служении людям. У одних писательниц (Пим, Уэлдон) обращение к образу Марфы возникает эпизодически, для Байетт маркированная аллюзия на эту библейскую притчу становится сюжетообразующей. Религиозный сюжет трактуется у всех авторов как бытовая сцена. Сочетание божественного и мирского (мотив, задаваемый притчей) находит свое отражение в проблематике (Пим) и стилистике романов (Пим, Уэлдон). Каждая трактует образ нетрадиционно и оригинально, хотя наблюдается определенное сходство персонажей Пим и Байетт. Обе писательницы испытывают симпатию к этой героине-труженице. Под маской Марфы у Пим скрывается добродетельная старая дева, которая ведет практически-полезную для окружающих жизнь, занимается благотворительной работой в приходе и служит образцом истинной христианки. Язык главного женского персонажа романа «Превосходные женщины» имеет ярко выраженный религиозный характер и включает в себя понятия вины, долга, искупления грехов, покаяния. Бескорыстная помощь окружающим приносит ей радость и придает смысл внешне ничем непримечательной жизни. Бытовая сторона жизни стимулирует творческие способности женских персонажей, предоставляя потенциал для самореализации. Выводя в образе Марфы женщину-творца, Байетт повествует о процессе создания прекрасного из обыденного. У Байетт образ Марфы выстраивается как символ женской независимости и самодостаточности, в противовес пассивному подчинению мужской воле. Марфа и Мария репрезентируются у Уэлдон как символы двух противоположных типов женского начала (мать-хранительница очага и возлюбленная). Вслед за Дж.Батлер она утверждает, что женщины не рождаются Марфами, а становятся ими и развивает тезис о формировании гендера воспитанием, культурой. В ее романе-притче своей эпохи в становлении и развитии женского начала важную роль играют гендерные стереотипы, которые производятся, закрепляются и тиражируются литературой. Уэлдон в духе радикального феминизма в авторской версии Марфы (женщины-матери) критикует самоуничижение, жертвенность, идеалы всепрощения, которые грозят утратой индивидуальности и возможности самовыражения.