50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Между Сефарадом и Испанией: художественное пространство в сборнике Салвадора Эсприу «Шкура быка»

Ольга Станиславовна Николаева
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

190, MsTeams
2022-03-17
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

Каталонская поэзия; XX век; Сефарад; художественное пространство; национальные культуры



Тезисы

Хотя художественное пространство далеко не всегда соответствует модели естественного пространства, оно обязательно сохраняет, в качестве первого плана метафоры, представление о своей физической природе, отмечал Ю. М. Лотман. В творчестве каталонского поэта и писателя XX века Салвадора Эсприу пространству отводится особое место. В своем первом поэтическом сборнике 1946 года, открывающем цикл из пяти книг, Эсприу знакомит читателя с вымышленной Синерой, прототипом которой стал каталонский городок, где родились отец и мать поэта. Эта книга посвящена малой родине, символом которой стала Синера.
Сборник «Шкура быка» (La pell de brau), опубликованный в 1960 году, ознаменовал новый этап в творчестве Эсприу. При анализе данного произведения его связывают с Испанией, с обращением к военному конфликту, разгоревшемуся в этой стране, с размышлениями о государственном устройстве, о принципах справедливости и уважения к разным культурам, на которые следовало бы ориентироваться испанскому и любому другому обществу. Поэт снова говорит об отчизне и о родной земле, но на этот раз не о Каталонии и Синере, а об Испании и Пиренейском полуострове, который в этой книге именуется Сефарадом (название полуострова, использовавшееся с давних времен израильскими переселенцами).
Израиль, Испания, Сефарад, Венеция, Лавиния, Синера, вымышленные, реальные или оставшиеся в историческом прошлом поселения, регионы и страны, совмещены в едином художественном пространстве, сосуществуют. Территориальные и временные границы смещаются, и образуется, в терминологии Михаила Бахтина, «надвременной мир». Образы недавнего, обжигающего прошлого плавно переходят в библейские сюжеты, относящиеся не только к минувшему, но и к настоящему времени.
Пространство, описываемое поэтом в сборнике, многообразно: оно становится одушевленным, превращаясь в быка, овеществляется, превращаясь в барабан, проникает во внутренний мир лирического героя, оказываясь в его сердце. Оно многолико в географическом и в историческом плане. Используя разные названия Пиренейского полуострова, обращаясь к разным моментам его истории, к другим, связанным с ним вымышленным и реальным территориям, поэт подчеркивает свою мысль о ценности, многообразии и равноправии культур этого региона.