Между Сефарадом и Испанией: художественное пространство в сборнике Салвадора Эсприу «Шкура быка»
Ольга Станиславовна Николаева
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
190, MsTeams
2022-03-17
14:20 -
14:40
Ключевые слова, аннотация
Каталонская поэзия; XX век; Сефарад; художественное пространство;
национальные культуры
Тезисы
Хотя художественное
пространство далеко не всегда соответствует модели естественного пространства,
оно обязательно сохраняет, в качестве первого плана метафоры, представление о
своей физической природе, отмечал Ю. М. Лотман. В творчестве каталонского поэта
и писателя XX
века Салвадора Эсприу пространству отводится особое место. В своем первом поэтическом
сборнике 1946 года, открывающем цикл из пяти книг, Эсприу знакомит читателя с вымышленной
Синерой, прототипом которой стал каталонский городок, где родились отец и мать
поэта. Эта книга посвящена малой родине, символом которой стала Синера.
Сборник «Шкура быка» (La pell de brau),
опубликованный в 1960 году, ознаменовал новый этап в творчестве Эсприу. При анализе
данного произведения его связывают с Испанией, с обращением к военному конфликту,
разгоревшемуся в этой стране, с размышлениями о государственном устройстве, о принципах
справедливости и уважения к разным культурам, на которые следовало бы
ориентироваться испанскому и любому другому обществу. Поэт снова говорит об
отчизне и о родной земле, но на этот раз не о Каталонии и Синере, а об Испании
и Пиренейском полуострове, который в этой книге именуется Сефарадом (название
полуострова, использовавшееся с давних времен израильскими переселенцами).
Израиль, Испания, Сефарад,
Венеция, Лавиния, Синера, вымышленные, реальные или оставшиеся в историческом
прошлом поселения, регионы и страны, совмещены в едином художественном
пространстве, сосуществуют. Территориальные и временные границы смещаются, и
образуется, в терминологии Михаила Бахтина, «надвременной мир». Образы
недавнего, обжигающего прошлого плавно переходят в библейские сюжеты, относящиеся
не только к минувшему, но и к настоящему времени.
Пространство, описываемое
поэтом в сборнике, многообразно: оно становится одушевленным, превращаясь в
быка, овеществляется, превращаясь в барабан, проникает во внутренний мир
лирического героя, оказываясь в его сердце. Оно многолико в географическом и в
историческом плане. Используя разные названия Пиренейского полуострова,
обращаясь к разным моментам его истории, к другим, связанным с ним вымышленным
и реальным территориям, поэт подчеркивает свою мысль о ценности, многообразии и
равноправии культур этого региона.