Метонимическая оптика в рассказе Ивана Станкова „Отец Бухареста”
Наталия Няголова
Докладчик
доцент
Великотырновский университет - МГУ им. М. В. Ломоносова
Великотырновский университет - МГУ им. М. В. Ломоносова
Лит. О, п.51 (онлайн, MsTeams)
2022-03-19
13:10 -
13:30
Ключевые слова, аннотация
поэтика; метонимия; ризома; телесность; текст
Тезисы
В докладе
рассматривается метонимизм как особенность поэтики современной болгарской
прозы. Наблюдения осуществляются на материале рассказа Ивана Станкова „Отец
Бухареста”, являющегося частью беллетристической книги писателя „Имена под
снегом” („Имена
под снега”, 2019).
„Румынский текст”
болгарской литературы ведет свое начало со второй половины ХIX века и обычно проявляется в
инициационных сюжетах этноцентрического романтизма (Л. Каравелов, Хр. Ботев, И. Вазов, З.
Стоянов и др.).
В связи со Второй Балканской войной и
захватом Северной Добруджи Румынией происходит новая актуализация „румынского
текста”, но она имеет довольно спорадический характер (Й. Йовков). Рассказ И. Станкова нарушает эту
традицию. В произведении писателя Бухарест сохраняет свои национальные характеристики
лишь в топографическом плане через названия разных частей города, которые перечисляются
в тексте со скрупулезной точностью. Но одновременно Бухарест Станкова приобретает
характеристики любого большого города мира, в котором царит отчуждение, а
эмпатия возникает как редкий, неожиданный импульс.
Метонимическая оптика
анализируется на нескольких уровнях:
- как принцип изображения городского пространства: Бухарест представлен как ризоматическое поле, которое реализовано на двух уровнях – наземном (сеть знаковых мест города) и подземном (метро как невидимый лабиринт, существующий по своим, особым законам);
- как стилистический прием смежения неоднородных образов: структура рассказа основана на двух семантических рядах телесности и текстуальности, которые лишены природной связи между собой, но сопрягаются благодаря актуализации чувственного опыта;
- как механизм интертекстуальных вкраплений: культурный контекст строится из элементов, не имеющих эстетических сходств, но их соседство создает новые сцепления художественного смысла;
- как парадоксальная ось мышления и экзистенции современного человека, которая создается трансляцией неотобранной информации, динамикой и социальной иллюзорностью глобалистского мира.
За метонимической оптикой рассказа И. Станкова выявляется генетическая связь с модернистскими текстами болгарских авторов 1960-х годов, а также особая атмосфера „переходной эпохи” начала ХХI века, отличающаяся в болгарской литературе мемуарным началом и языком кризиса.
- как принцип изображения городского пространства: Бухарест представлен как ризоматическое поле, которое реализовано на двух уровнях – наземном (сеть знаковых мест города) и подземном (метро как невидимый лабиринт, существующий по своим, особым законам);
- как стилистический прием смежения неоднородных образов: структура рассказа основана на двух семантических рядах телесности и текстуальности, которые лишены природной связи между собой, но сопрягаются благодаря актуализации чувственного опыта;
- как механизм интертекстуальных вкраплений: культурный контекст строится из элементов, не имеющих эстетических сходств, но их соседство создает новые сцепления художественного смысла;
- как парадоксальная ось мышления и экзистенции современного человека, которая создается трансляцией неотобранной информации, динамикой и социальной иллюзорностью глобалистского мира.
За метонимической оптикой рассказа И. Станкова выявляется генетическая связь с модернистскими текстами болгарских авторов 1960-х годов, а также особая атмосфера „переходной эпохи” начала ХХI века, отличающаяся в болгарской литературе мемуарным началом и языком кризиса.