50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Многоглавый ном и миф о его создании

Нина Александровна Алмазова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

176 ZOOM
2022-03-16
16:30 - 16:55

Ключевые слова, аннотация

Древнегреческая музыка, многоглавый ном, Пиндар, Псевдо-Плутарх, Нонн Панополитанский.
В докладе выдвигаются следующие гипотезы: Пиндар сам создал миф об изобретении многоглавого нома, опираясь на мифы о Персее и об изобретении авлетики Афиной. Нонн Панополитанский заимствовал миф у Пиндара, но изменил место изобретения нома, приведя его в соответствие с местом встречи Персея с горгонами. В музыкальном сюжете самого нома Афина не фигурировала. Наконец, многоглавый ном, видимо, был аргосским изобретением и послужил образцом при создании пифийского нома.

Тезисы

Аргосский миф о подвиге Персея, обезглавившего горгону Медузу, засвидетельствован уже начиная с VII в. до н. э., включая участие Афины, которая покровительствует герою. Культурный миф об Афине как первооткрывательнице авла встречается независимо от Пиндара (в частности, у Эпихарма, Ферекида Афинского, Коринны) и, по всей вероятности, существовал до него (хотя неизвестно, знал ли Пиндар версию, согласно которой богиня впоследствии отвергла свое изобретение). Но только у Пиндара и, примерно 900 лет спустя, у Нонна Панополитанского можно найти мифическую историю создания многоглавого нома – инструментального произведения для авла, вероятно, изображавшего музыкальными средствами победу Персея над Медузой. Согласно XII Пифийской оде и «Деяниям Диониса» (Nonn. XL, 227–233; XXIV, 36–38), Афина сложила его в подражание воплям горгон, на ее глазах потерявших сестру. Вероятно, эту этиологическую легенду создал сам Пиндар на основе уже существовавших мифов о Персее и об изобретении авла Афиной, чтобы угодить клиенту – авлету Мидасу, который, скорей всего, одержал победу, играя именно этот ном. Нонн же заимствовал ее у Пиндара. Между двумя авторами есть лишь одно расхождение: у Пиндара Афина использует для инструмента тростник с озера Копаиды, и, таким образом, изобретение происходит в Беотии, тогда как Нонн называет звук авла ливийским. Но отсюда не следует, что оба поэта опирались на общий источник архаической эпохи, от которого Пиндар отклонился из патриотических соображений. Изобретение авла (а не многоглавого нома) могли относить к разным местам, и Нонн, скорее всего, сознательно или неосознанно прибег к нормализации версии Пиндара, так как локализация в Ливии лучше соответствует легендарным местам обитания горгон.
Псевдо-Плутарх (De mus. 1133 D), данные которого восходят к источнику классической эпохи, сообщает, что многоглавый ном был создан фригийским авлетом Олимпом и посвящен Аполлону. То и другое означает, что в сюжете этого программного музыкального произведения не фигурировала Афина. Ничто в нем не указывало, вопреки распространенному мнению, на посвящение Афине, что и давало возможность теоретикам возводить многоглавый ном к Олимпу, ученику Марсия, который, как им было известно, получил авл из-за отвращения богини к своему изобретению.
Неоднократно отмечалось сходство многоглавого нома с пифийским: в обоих изображалась победа над чудовищем и звукоподражательно воспроизводилось змеиное шипение. Персей – аргосский герой. Авлет Сакад, который одержал победу на первых Пифийских играх 586 г., исполняя пифийский ном, был из Аргоса. Возможно, сперва именно в Аргосе возник многоглавый ном о подвиге Персея, а затем для вновь учрежденного агона авлетов на Пифийских играх Сакад создал пифийский ном по его образцу.