Наполнение учебника английского языка для магистрантов-дизайнеров на основе анализа ситуаций профессионального общения
Екатерина Сергеевна Марницына
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна
Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна
406 ( онлайн МсТимз)
2022-03-18
12:50 -
13:05
Ключевые слова, аннотация
ESP, CLIL, анализ нужд студентов, анализ ситуаций профессионального общения
Тезисы
Идея преподавания иностранного языка
для специальных целей в вузах развивается с 1960-ых годов, и основным здесь
стало обращение к дискурсу через изучение грамматики, лексики, стилей и жанров,
в настоящее время сюда стали добавлять надпрофессиональные и академические
навыки. При этом нет единого понимания, а следовательно и системы преподавания языка
для специальных целей будущим специалистам в различных областях. Во многих
вузах и среди многих специалистов до сих пор бытует мнение о том, что преподавание
ESP можно
полностью строить на изучении специальной лексики и чтении текстов по
специальности. Более того, уже четверть века назад некоторые исследователи
обратили внимание на то, что преподаватель
ESP должен выполнять сразу несколько
ролей: (1) собственно преподаватель, (2) соавтор, (3) исследователь, (4) дизайнер
программ и разработчик учебного материала и (5) специалист по оценке (Dudley-Evans et al, 1998, с. 13). Все эти роли
становится особенно сложно совмещать в начале 21 века, когда наука и ее
развитие резко изменились и ушли вперед. Поэтому неудивительно, что многие
практикующие исследователи считают анализ нужд студентов в целом, а так же анализ и прогноз будущих ситуаций профессионального
общения ключевым фактором при разработке учебных программ и их содержательного
наполнения.
В данном докладе мы проанализируем
анкеты студентов-магистрантов, изучающих дизайн, и преподавателей дизайнерских
дисциплин, в которых они называют ситуации профессионального общения, где им
чаще всего нужен иностранный язык. Названные
ситуации с точки зрения преподавателя
иностранных языков можно разделить на следующие группы: устное общение с непрофессионалами;
устное общение с профессионалами; английский язык для академических целей;
навыки работы с литературой по специальности; навыки письменного общения для
записей в социальных сетях и продвижения личного бренда. Несмотря на то, что результаты опроса кажутся довольно
очевидными, составление программ и учебных пособий на основе конкретных
указанных специалистами ситуаций (например: объяснение технических рисунков при
производстве за рубежом), поможет не просто создать востребованный учебник по ESP в сфере дизайна, которого на
сегодняшний день нет, но и разделить ситуации на две категории: собственно ESP и занятия на основе методов CLIL. Первую группу смогут вести преподаватели
иностранного языка, а вторая группа должна разрабатываться и внедряться в
учебный процесс в непосредственном сотрудничестве с профессионалами в сфере
дизайна. Только такой подход позволит создать современный учебник, отвечающий
всем нуждам отрасли и ее участников.
Dudley-Evans
T., Maggie-Jo St J. Developments in English for specific purposes: a
multi-disciplinary approach. Cambridge: CUP, 1998. 301 с.