50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Иллюзии полиэкрана в «Отсчете утопленников» Питера Гринуэя

Виолетта Дмитриевна Эвалльё
Докладчик
старший научный сотрудник
Государственный институт искусствознания

25 (онлайн, ZOOM)
2022-03-19
14:00 - 14:30

Ключевые слова, аннотация

Иллюзия; полиэкран; Питер Гринуэй; эффект полиэкрана; киноматерия; кинопоэтика

Тезисы

Фильмы Питера Гринуэя характеризуются визуальной избыточностью кадров, словно режиссер пытается создавать мета-киноматерию, многослойную, сложносоставную, не стыдящуюся своей «сделанности». Питер Гринуэй конструирует кадры подобно архитектору, на каркас концепций нанизывает визуальные пласты — с помощью полиэкрана или иллюзий его присутствия. В рамках доклада мы сосредоточимся на эффектах полиэкрана в фильме «Отсчет утопленников» (Drowning by Numbers, 1988).
Композиция «традиционного» поликадра формируется различными техническими способами, создает сегментированное изображение (с обозначенными или подразумеваемыми границами). Эти фрагменты потенциально отчуждаемы в последовательные кадры, то есть привлечение полиэкранного «аттракциона» напрямую зависит от волеизъявления режиссера. Эффекты и иллюзии полиэкрана возникают, когда сама внутриэкранная реальность подразумеваемо сегментирована, а «изъятие» какого-либо фрагмента или их композиционное слияние приведет к разрушению архитектоники кадра и утрате заложенной в нем концепции.
В «Отсчете утопленников» полиэкран не появляется в своих узнаваемых формах, но обнаруживается тщательно сконструированная иллюзия его присутствия. Речь идет не о фактических перегородках, зонировании плоскости экрана — напротив, большая часть кадров, характеризующихся эффектами полиэкрана, демонстрируют нехарактерную для кинопоэтики режиссера аскетичность внутриэкранной материи.
Фильм начинается с пролога, визуально соотносимого скорее с театральной эстетикой, нежели кинематографической. Декорацией-задником выступает стена дома с распластанной на ней тенью. На «сцене» — девочка, словно куколка, в платье с розочками, кудряшками, волшебной палочкой прыгает через скакалку, напевает считалочку. На переднем плане покачивается аккуратно подвешенное на струганной палке чучело огромной птицы с раскрытыми крыльями. Гринуэй создает такую своеобразную трехчастную композицию световыми эффектами, работой с точками съемки, монтажными склейками, пространственной глубиной выстраиваемой мизансцены. Создается эффект полиэкрана, но не на плоскости кадра, а вглубь кинореальности. 
Глубинная «полиэкранная» перспектива встречается на протяжении всего фильма, характеризуясь довольно четкими горизонтальными границами между плоскостями сегментов, параллельными архитектурному «фасаду» экрана. Невидимые контрфорсы поддерживают устойчивость архитектуры кадра, а каждый его сегмент плотно интегрирован в мизансцену подобно кирпичной кладке.