Технология "перевёрнутого урока" как современный вектор развития смешанного урока в эпоху пандемии
Алина Алексеевна Дружинина
Докладчик
ассистент
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
402(онлайн МсТимз)
2022-03-17
14:50 -
15:10
Ключевые слова, аннотация
смешанный урок; гибридное обучение; перевёрнутый урок; flipped classroom; цифровизация; пандемия;
Тезисы
С момента начала пандемии
в марте 2020 года образование как система сделало, и продолжает делать,
множество шагов в сторону цифровизации. По причинам нестабильной обстановки в
мире за один учебный семестр преподаватель высшего учебного заведения успевает
поработать очно, онлайн, а также в гибридном формате, когда часть студентов
находится в аудитории, а часть – подключается онлайн. Наблюдение за последними
тенденциями в образовании позволяет предполагать, что обучение студентов и
дальше будет двигаться в сторону увеличения использования ИКТ, в том числе
посредством продвижения смешанных форм обучения.
Одной из таких форм является технология «перевёрнутого обучения» (flipped classroom). Суть технологии состоит в том, что теоретический материал изучается студентами самостоятельно в качестве домашнего задания, а само занятие посвящено практике. Существует множество форматов, с помощью которых преподаватель может обеспечить студентов материалом для изучения: подкаст, водкаст, текстовый файл, презентация, интерактивная презентация, ссылки на сторонние ресурсы, и т.д.
Данный подход обладает многочисленными плюсами:
- неоднократно доказывалась эффективность метода в сравнении с более традиционными формами обучения, выраженная в процентном соотношении успеваемости двух экспериментальных групп;
- метод позволяет преподавателю создавать авторскую персонифицированную программу под потребности студентов;
- снижается время разговора учителя на уроке и увеличивается время активной работы студентов;
- студенты получают возможность работать в своём ритме, многократно просматривать и изучать теоретическую информацию, возвращаясь к ней на протяжение всего курса, в том числе в случае пропуска занятия;
- повышается внутренняя мотивация учащихся, а также их автономность.
Нельзя не отметить, что у технологии «перевёрнутого урока» есть недостатки, такие как:
- отсутствие единого стандарта, которым могли бы пользоваться все преподаватели;
- длительное время подготовки к каждому уроку на момент начала использования технологии в своей педагогической практике;
- сложности с реализацией заготовленного плана урока из-за того, что часть студентов выполнила домашнюю работу, а часть – нет.
Таким образом, несмотря на то, что техника «перевёрнутого урока» обладает доказанной эффективностью в преподавании грамматики, лексики, а также при обучении продуктивным навыкам, этот подход нуждается в качественной комплексной доработке и систематизации.
Одной из таких форм является технология «перевёрнутого обучения» (flipped classroom). Суть технологии состоит в том, что теоретический материал изучается студентами самостоятельно в качестве домашнего задания, а само занятие посвящено практике. Существует множество форматов, с помощью которых преподаватель может обеспечить студентов материалом для изучения: подкаст, водкаст, текстовый файл, презентация, интерактивная презентация, ссылки на сторонние ресурсы, и т.д.
Данный подход обладает многочисленными плюсами:
- неоднократно доказывалась эффективность метода в сравнении с более традиционными формами обучения, выраженная в процентном соотношении успеваемости двух экспериментальных групп;
- метод позволяет преподавателю создавать авторскую персонифицированную программу под потребности студентов;
- снижается время разговора учителя на уроке и увеличивается время активной работы студентов;
- студенты получают возможность работать в своём ритме, многократно просматривать и изучать теоретическую информацию, возвращаясь к ней на протяжение всего курса, в том числе в случае пропуска занятия;
- повышается внутренняя мотивация учащихся, а также их автономность.
Нельзя не отметить, что у технологии «перевёрнутого урока» есть недостатки, такие как:
- отсутствие единого стандарта, которым могли бы пользоваться все преподаватели;
- длительное время подготовки к каждому уроку на момент начала использования технологии в своей педагогической практике;
- сложности с реализацией заготовленного плана урока из-за того, что часть студентов выполнила домашнюю работу, а часть – нет.
Таким образом, несмотря на то, что техника «перевёрнутого урока» обладает доказанной эффективностью в преподавании грамматики, лексики, а также при обучении продуктивным навыкам, этот подход нуждается в качественной комплексной доработке и систематизации.