Сказка в кинематографе ХХ века: фольклорный канон и авторское творчество
Варвара Евгеньевна Добровольская
Докладчик
доцент
Институт славянской культуры Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина
Институт славянской культуры Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина
201
2022-03-19
11:00 -
11:30
Ключевые слова, аннотация
фольклор; фольклоризм; авторское творчество; образная система; персонажная система; психологизм
Тезисы
Проблема экранизации фольклора всегда привлекала исследователей. Прежде всего, ей интересовались киноведы (Н.М. Зоркая, Н.Ю. Спутницкая, В.И. Фомин и др.). Однако интересовались этой темой и фольклористы, достаточно назвать работы Л.А. Астафьевой. В настоящее время эту тему активно разрабатывают сотрудники Марийского государственного университета. В большинстве исследований рассматривается именно строгое следование фольклорному канону, соответствие сказочной экранизации сюжетной схеме, создание характеров сказочных героев и т.д. В то время как в стороне от внимания исследователей остается вопрос о соотношении сказочного канона и авторского начала. Фольклорная сказка не знает ни портрета, ни пейзажа, ее не интересует психология героев, их внутренние переживания. Однако именно эти вещи чрезвычайно важны для кинематографа. Режиссеры, экранизируя сказку сталкиваются с проблемой визуализации пространства сказки, показа героев и создания их характеров и демонстрации чудесного мира. Мир сказки условен и кинематографисты 30-х гг. ХХ века, используя собственно фольклорные сюжеты для создания сказочного мира использовали прием стилизации. Начиная с фильма А. Роу "По щучьему велению" сказочное пространство мир России XVII века. Даже те режиссёры, которые использовали в своих фильмах фольклорные сюжеты, чаще всего соединяли несколько сюжетных типов сказок. Так, тот же А.Роу в фильме "Василиса Прекрасная" соединил в единый сюжет такие сказочные типы как "Царевна-лягушка", "Смерть Кощея в яйце", "Победитель змея". И хотя подобные соединения допустимы и в фольклорных текстах, в кинофильме они существенно более развернуты. В ранних фильмах-сказках легко заметить аллюзии на современные фильму события. Так, в "Кащее Бессмертном" враги ассоциируются с фашистскими войсками. Герои ранних фильмов-сказок в значительной степени соответствуют сказочному канону, они олицетворение неких функций присущих фольклорному персонажу. Однако с течением времени ситуация меняется, у героев появляются характеры, мы наблюдаем их переживания, слышим их размышления о происходящем. В современных фильмах-сказках нету единого канонического сюжета. Сюжет в этом случае представляет собой соединение не только различных сказочных, но и былинных и мифологических сюжетов. Более того современный фильм-сказка это соединение волшебного и реального мира, герой одного мира вынужден действовать по законам другого мира. Этот прием создает целый ряд комических ситуаций, но в значительной степени разрушает чудесный мир сказки, так как и для героев фильма, и для его зрителей чудесным оказывается реальный мир. Современные фильмы-сказки далеки от фольклорного канона, но их авторы используют те же приемы, что и современные сказочники, уделяющие большое внимание психологии героев и контаминации сюжетов.