50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Мотив паломничества в творчестве Ивана Сергеевича Шмелева

Сяолэй Дао
Докладчик
аспирант
Пекинский педагогический университет

201 (онлайн)
2022-03-18
16:20 - 16:40

Ключевые слова, аннотация

Шмелев, эмигрантская литература, паломничество, физическое пространство, дух

Тезисы

Иван Cергеевич Шмелев(1873-1950)- один из представителей "первой волны" литературы русского зарубежья. Главные произведения Шмелева — «Про одну старуху» (1925), «Богомолье» (1931-1948), «Пути небесные» (1935-1947). Его произведения глубоко укоренены в русской православной культуре, а мотив паломничества играет в его творчестве центральную роль. Что касается концепции паломничества, то исследователь Ди Диас (Dee Dyas, Pilgrimage in Medieval English Literature 700-1500, Cambridge: D.S.Brewer, 2005) высказал мысль «Жизнь - это паломничество», включающую понимание форм внутреннего, а также нравственного паломничества и хождения на богомолье. Рассматривая творчество Шмелева, формы внутреннего и нравственного паломничества можно отнести к духовному странствию, целью которого является достижение окончательного искупления и очищения души, хождение на богомолье истолковано как путь в физическом пространстве. Паломничество в физическом пространстве - это когда человек достигает гармонии в духовном мире благодаря тому, что он видит и понимает в физическом пространстве. Физическое космическое паломничество включает в себя два аспекта: надежду на жизнь и освобождение от смерти. Для одних паломничество в физическом пространстве - это двойная практика тела и духа. Те, кто искуплены на этом пути, обретают надежду на жизнь. Однако для других путь паломничества - это путь к смерти, а смерть для них - не смерть, а новая жизнь. В христианском контексте история человечества - это история поиска утраченного дома как рая, а паломничество - символ духовного странствия в поисках сакрального места и пространства. Духовное паломничество - возвращение в родные места как  окончательное искупление. В творчестве  Шмелева духовное паломничество сводится к следующим двум ситуациям: во-первых, это путь духовного прибежища. Индивидуум, пересекая границы разума, находит себя в религии; во-вторых, индивидуум строго ограничивает себя и совершенствует себя, придерживаясь своей веры,  воссоздает внутренний духовный путь в процессе постоянного совершенствования. Между паломничеством в физическом пространстве и паломничеством духовным есть существенная разница: в первом есть обратный путь, и паломники совершают поездки в целях совершения религиозных обрядов, углубляя осознание своей веры и укрепляя веру в нее. Духовное паломничество - это путешествие в один конец, паломничество – это возвращение в родные места, гармония и единство внутреннего мира паломника представляет собой завершение духовного познания. Творчество Шмелева в период его жизни во Франции - это не только описание души писателя, но и, в некоторой степени, утешение души. Мотив паломничества, художественно раскрытый Шмелевым, имеет  важное значение для русской литературы.