50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Лингводидактический анализ степени гендерной сбалансированности УМК по английскому языку

Анна Игоревна Колушкина
Докладчик
аспирант
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

406 ( онлайн МсТимз)
2022-03-19
12:00 - 12:15

Ключевые слова, аннотация

Лингводидактика, методика обучения английскому языку, англоязычные УМК, гендерно нейтральный язык, гендерная сбалансированность 


Тезисы

Доклад посвящен лингводидактическому исследованию англоязычной учебной литературы на предмет степени ее гендерной сбалансированности. В докладе раскрывается содержание понятия «гендерная сбалансированность» и его компонентный состав, а также приводится обоснование для введения данного термина. В докладе также представлены результаты анализа учебно-методических комплексов по английскому языку, составленных российскими авторами или российскими авторами и их зарубежными коллегами. Актуальность данного исследования обуславливается возросшим интересом к явлению политической корректности и гендерной нейтральности как одной из его составляющих [Маринина, 2012; Афанасьева, Баранова, 2020]. Несмотря на существование рекомендаций международных организаций в области гендерно нейтрального использования английского языка, в ходе пилотного анализа учебной литературы на английском языке было выявлено наличие определенного противоречия между вышеупомянутыми рекомендациями зарубежного научно-методического сообщества и их практической реализацией в используемых в России учебниках по английскому языку. В связи с этим в данном докладе предпринимается попытка проведения более комплексного исследования англоязычных УМК для того, чтобы определить повысился ли уровень осведомленности о гендерной нейтральности в английском языке среди российских авторов-составителей учебной литературы на английском языке. В качестве основных критериев анализа учебно-методических комплексов по английскому языку предлагаются следующие аспекты: использование авторами гендерно нейтральных лексико-грамматических средств, равная репрезентация мужских и женских персонажей, персоналий и прецедентных имен, а также отсутствие негативной гендерной стереотипизации. На основе результатов анализа можно будет сделать вывод о степени гендерной сбалансированности англоязычной учебной литературы, а также предположить, что в ситуации отсутствия отечественных рекомендаций по созданию гендерно сбалансированной англоязычной среды в УМК, представляется возможной и перспективной разработка специальных рекомендаций, которые соответствовали бы принципу культуросообразности в российском образовательном пространстве и позволяли бы проектировать более гендерно сбалансированные учебно-методические комплексы.