Готическая архитектура в творчестве Шарля Пеги в сопоставлении с русскими авторами (Волошин, Мандельштам, Парнок)
Людмила Леонидовна Шведова
Докладчик
доцент
Университет Лотарингии (Франция)
Университет Лотарингии (Франция)
190 ZOOM
2022-03-21
11:20 -
11:50
Ключевые слова, аннотация
компаративистика ; архитектура ; литература ; собор ; метафора ; образ
Тезисы
Готическая
архитектура часто присутствует в произведениях русских и французских писателей
19 и 20 веков. Эта тема затрагивается такими авторами, как Николай Гоголь, Пётр Чаадаев, Фёдор
Достоевский, Шарль Пеги, Поль Клодель, Максимилиан Волошин, Осип Мандельштам, Николай
Гумилёв, Александр Блок и другими.
Автор предложенной заявки занимается
исследованиями о готическом соборе в литературе и посвятила этой теме
многочисленные статьи и работы, опубликованные во Франции и в России, в
частности, в рамках материалов конференций, организованных Татьяной
Саломоновной Таймановой в Государственном Университете Санкт-Петербурга.
Взгляд на готическую
архитектуру меняется в зависимости от концепции автора и его принадлежности к
тому или иному литературному течению. Если писатели 18 и 17 веков рассматривали
готику как варварское и постыдное искусство, лишённое вкуса, этот архитектурный
стиль вызывает большой интерес у писателей 19 и 20 веков. Произведения таких
представителей романтизма, как Виктор Гюго и Рене Шатобриан способствуют
реабилитации готики и лучшмему пониманию значимости и эстетической ценности
этого архитектурного стиля. Готическое искусство появляется также на страницах
произведений многих писателей символистов и акмеистов, которые по-разному
интерпретируют эту архитектуру.
Это выступление будет посвящено готической архитектуре, стремящейся к небу,
в поэзии Шарля Пеги и Максимилиана Волошина, а также противоположному взгляду
на эту архитектуру, представленному в произведениях Осипа Мандальштама и Софии
Парнок, которые воспринимали готический собор совершенно по-другому. Если на
страницах писателей символистов и авторов, придерживающихся христианского
мировоззрения, «крылатая» готика стремится к небу, акмеисты противопоставляют
«колючую» готику небесному своду. На страницах произведений Мандельштама
готический шпиль старается уколоть небо, обвиняя его в пустоте. Противоположный
взгляд на изучаемую тему связан с разными эстетическими, религиозными и
литературными концепциями этих поэтов.
В выступлении будет представлен
сравнительный анализ произведений Пеги (La Tapisserie de Notre-Dame), Волошина
(поэтический цикл «Руанский собор», стихотворение «Реймская Богоматерь»),
Мандельштама (стихотворение «Я ненавижу свет», статья «Утро акмеизма») и Парнок
(стихотворение «Я не люблю церквей, где зодчий слышнее Бога говорит»), который позволит
лучше понять специфику их восприятия готической архитектуры в зависимости от их
менталитета и принадлежности к разным литературным течениям.