50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Готическая архитектура в творчестве Шарля Пеги в сопоставлении с русскими авторами (Волошин, Мандельштам, Парнок)

Людмила Леонидовна Шведова
Докладчик
доцент
Университет Лотарингии (Франция)

190 ZOOM
2022-03-21
11:20 - 11:50

Ключевые слова, аннотация

компаративистика ; архитектура ; литература ; собор ; метафора ; образ

Тезисы

Готическая архитектура часто присутствует в произведениях русских и французских писателей 19 и 20 веков. Эта тема затрагивается такими авторами, как Николай Гоголь, Пётр Чаадаев, Фёдор Достоевский, Шарль Пеги, Поль Клодель, Максимилиан Волошин, Осип Мандельштам, Николай Гумилёв, Александр Блок и другими.
Автор предложенной заявки занимается исследованиями о готическом соборе в литературе и посвятила этой теме многочисленные статьи и работы, опубликованные во Франции и в России, в частности, в рамках материалов конференций, организованных Татьяной Саломоновной Таймановой в Государственном Университете Санкт-Петербурга.
Взгляд на готическую архитектуру меняется в зависимости от концепции автора и его принадлежности к тому или иному литературному течению. Если писатели 18 и 17 веков рассматривали готику как варварское и постыдное искусство, лишённое вкуса, этот архитектурный стиль вызывает большой интерес у писателей 19 и 20 веков. Произведения таких представителей романтизма, как Виктор Гюго и Рене Шатобриан способствуют реабилитации готики и лучшмему пониманию значимости и эстетической ценности этого архитектурного стиля. Готическое искусство появляется также на страницах произведений многих писателей символистов и акмеистов, которые по-разному интерпретируют эту архитектуру.
Это выступление будет посвящено готической архитектуре, стремящейся к небу, в поэзии Шарля Пеги и Максимилиана Волошина, а также противоположному взгляду на эту архитектуру, представленному в произведениях Осипа Мандальштама и Софии Парнок, которые воспринимали готический собор совершенно по-другому. Если на страницах писателей символистов и авторов, придерживающихся христианского мировоззрения, «крылатая» готика стремится к небу, акмеисты противопоставляют «колючую» готику небесному своду. На страницах произведений Мандельштама готический шпиль старается уколоть небо, обвиняя его в пустоте. Противоположный взгляд на изучаемую тему связан с разными эстетическими, религиозными и литературными концепциями этих поэтов.
В выступлении будет представлен сравнительный анализ произведений Пеги (La Tapisserie de Notre-Dame), Волошина (поэтический цикл «Руанский собор», стихотворение «Реймская Богоматерь»), Мандельштама (стихотворение «Я ненавижу свет», статья «Утро акмеизма») и Парнок (стихотворение «Я не люблю церквей, где зодчий слышнее Бога говорит»), который позволит лучше понять специфику их восприятия готической архитектуры в зависимости от их менталитета и принадлежности к разным литературным течениям.