50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Прагматический маркер это самое в мультимедийном корпусе: квазиспонтанная речь VS спонтанная речь

Сяоли Сунь
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

онлайн
2022-03-22
18:00 - 18:30

Ключевые слова, аннотация

прагматический маркер; прагматикализация; мультимедийный корпус; спонтанная речь; квазиспонтанная речь.

Тезисы

Слово самый в русском устном дискурсе часто попадает под действие процесса прагматикализации и в результате практически утрачивает свое словарное значение, «превращаясь» в прагматический маркер (ПМ) это самое (ЭС),функционирующий в речи в различных своих грамматических формах. Цель настоящей работы заключается в сопоставлении употреблений этого маркера в квазиспонтанной и спонтанной речи.
Источником материала для исследования послужили 213 контекстов из мультимедийного подкорпуса (МУРКО) Национального корпуса русского языка, содержащих 225 употреблений ПМ ЭС. Объем МУРКО сейчас превышает 5,4 млн словоупотреблений. Основные тексты в его составе делятся на 6 типов: речь кино, устная публичная речь, художественное чтение, театральная речь, устная непубличная речь и авторское чтение. Все записи речи кино, театральной и устной публичной речи относятся к так называемой квазиспонтанной речи, которая характеризуется, с одной стороны, определенной долей подготовленности, с другой – и некоторой степенью спонтанности. Минимально спонтанной разновидностью речи является также чтение (художественное и авторское). На долю этих пяти типов (5413454 слова) приходится более 99% словоупотреблений МУРКО. Доля максимально спонтанной речи (47927 слов), относящейся к устной непубличной сфере, составляет в МУРКО только 0,9%. Однако маркер это самое встречается во всех разновидностях устной речи, кроме чтения.
Анализ показал, что все употребления маркера ЭС в рассматриваемых текстах (как спонтанных, так и квазиспонтанных) оказались четырех типов: (1) хезитатив (и вот это самое/ взяла [нрзб] и пошла на него), (2) разграничитель (чаще стартовый: Это самое/ думаешь ты/ не дай бог/ где-то чуть-чуть рухнешь), (3) ксенопоказатель (Вот он приходит/ и это самое/ «Доченька/ а чё ты поедешь? Мы тебе дадим щас полторы ставки/ сразу полторы/ [смеются] выходи на работу»; Мария прибежала/ «быстренько это самое/ чё/ это самое/ чё/ нормально?») и (4) маркер самокоррекции (Ну/ следующий кто будет защищать своё… это самое… свои…) (данное употребление ЭС полифункционально: самокоррекции здесь явно сопутствует хезитация; для ПМ такая ситуация является вполне типичной). Разновидности ПМ в данном перечне расположены в порядке убывания их частотности в материале исследования; наиболее распространены в устной речи любого типа ЭС-хезитативы.
Частота употребления единиц в корпусе традиционно считается в ipm (сокр. от instances per million words). Проведенный анализ выявил 166 маркеров исследуемого типа (ipm = 63,2) в квазиспонтанной речи и 59 употреблений (ipm = 2462) – в спонтанной, что в 39 раз больше. Думается, что частоту употребления ПМ можно считать одним из показателей степени естественности и спонтанности устного дискурса.