Русский бурлеск 60-70 гг. XVIII века. Изменение представлений о социальном мироустройстве
Николай Ипполитович Николаев
Докладчик
профессор
Северный (Арктический) федеральный университет
Северный (Арктический) федеральный университет
Марина Викторовна Безрукова
Докладчик
преподаватель
Северный (Арктический) федеральный университет
Северный (Арктический) федеральный университет
онлайн заседание
2022-03-17
18:10 -
18:40
Ключевые слова, аннотация
Ключевые слова: XVIII век; бурлеск; русская литература;
социальное мироустройство; маргинал.
Тезисы
Период 60–начало 70-х гг. XVIII века отмечен в русской литературе
появлением нового для него, но очень яркого явления – бурлескной поэзии. Следуя
за образцами европейской литературы XVII– начала XVIII столетия, она вместе с тем решала
весьма специфические задачи, поставленные логикой развития русского
литературного процесса эпохи.
Актуализацию этого явления в
исследовательской литературе объясняют чаще всего логикой внутрилитературной
полемики эпохи, а также связывают с процессом глубокой демократизации русской
литературы, характерным для данного периода. Последнее определило интерес к
персонажу из низких сословий.
Однако в русской бурлескной поэзии
обнаруживает себя не просто герой из социальных низов, а совершенно новый для
национальной литературы тип маргинального героя. Интерес к этому персонажу
обусловлен оформлением в русском литературном сознании эпохи представлений о «норме»
в социальном мироустройстве, которая приходит на смену «идеала», базирующегося
на сакральных смыслах и ценностях.
Русские бурлескные произведения 60–70
гг. XVIII века позволяют говорить о воплощенной в них концепции социального
двоемирия, допускающей рядом с социальной сферой жизни, построенной на базе
сакральных ценностей и смыслов, существование иной сферы, для которой этот
нравственный фундамент не имеет принципиального значения. Концепция двоемирия
на уровне художественных решений поддерживается стилистическим диссонансом,
который и обеспечивала техника бурлескной поэзии.
Свою первую ирои-комическую поэму
«Игрок ломбера» В.И. Майков построил на соотнесении «идеального общества»
сумароковского толка и запретного, порочного мира карточных игроков. В другой
своей поэме «Елисей, или Раздраженный Вакх» он воплотил в сюжете историю выхода
из привычной (нормальной) социальной жизни с её регламентирующими правилами и порядками
своего неуёмного героя. Откровенно запретный мир, асоциальный по своей природе
предложили в скабрезной поэзии И.С. Барков и его единомышленники («русская
барковиана»), противопоставившие идеалам социального миропорядка ломоносовского
мира сферу жизни существующую совершенно независимо от него.
Несмотря на разность подходов к
изображению художественного мира, во всех упомянутых произведениях наблюдается
общая установка на формирование новой модели социального мироустройства, где
системообразующим фактором оказывается представление о «социальной
норме», которой противопоставлен внесистемный маргинальный герой.
Социальный
мир, выстроенный на новых принципах, отличается существенно большей
подвижностью, вариативностью, допускает альтернативные формы своего
существования.