50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Феномен неприятия русского модернизма в лекциях, статьях и книгах И.А. Ильина

Ирина Вячеславовна Овчинкина
Докладчик
доцент
Российский государственный гуманитарный университет

201 (онлайн)
2022-03-18
15:40 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

русский модернизм; критика И.А. Ильина; интерпретация

Тезисы

В последние годы наметилась тенденция пересмотра оценки литературных текстов Серебряного века, которые, впрочем, и раньше вряд ли оценивались безоговорочно. И.А. Ильин (1883-1954), вынужденно покинувший Россию 26 сент. 1922 г. на теплоходе «Oberburgermeister Hacken», в России и в изгнании оставался жестким критиком творчества русских модернистов. Высказывания И.А. Ильина о  модернистской лирике, философии, музыке и живописи, иногда крайне категоричные, имеют под собой свою методологию и свое морально-философско-политическое обоснование. С одной стороны, И.А. Ильин убедительно называл социокультурные факторы, которые казались ему глубоко чуждыми и инородными явлениями русской жизни начала ХХ века, напр. 1) отрыв от русской культурной традиции, 2) кризис сознания и всех «подпочвенных основ», 3) религиозная смута и отрицательная духовность, 4) формализация культуры, 5) явная и неявная связь с большевизмом и пр. С другой стороны, он указывал на то, что русский модернизм – нехристианская и антихристианская культура, в которой «по-хлыстовски смешиваются блуд и религия» и поддерживается «гнойное ультра-декадентство Шершеневичей». И.А. Ильин не написал отдельного исследования о творчестве поэтов Серебряного века, но в материалах статей, в лекциях, в книгах («О тьме и просветлении», «Основы художества» и др.), в частной переписке и в маргиналиях содержится массив сведений, позволяющих выстроить цельную картину его оригинальных, метких и спорных представлений. Особый предмет критических пристрастий И.А. Ильина составляло творчество А. Блока, А. Белого, З. Гиппиус, С. Есенина, Вяч. Иванова, Д. Мережковского, В. Маяковского и др. Однако при видимой объективности оценки этих авторов И.А. Ильин часто оставался субъективен. Он  верно характеризовал «черную мессу», «художественную психостению» внутри происходящего литературного процесса, верно определял «три свойства» современного модернизма, его «духовный» статус и подстерегающие опасности, но он не почувствовал ни трагедии социального дионисийского действа, напр., в творчестве А. Блока, ни личностной трагедии поэтов эпохи начала века, отразивших «шум времени» и катастрофичность состояния человеческой души. Взгляд И.А. Ильина на русский модернизм заведомо дискуссионен и полемичен. Как исследователь он выработал свой понятийный аппарат, свою универсальную методологию и продемонстрировал уникальный рецептивный опыт чтения и реинтерпретации модернистских текстов.