Начальный курс русского языка: новое в структурировании материала учебника
Елена Ромуальдовна Ласкарева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
25 (онлайн, МСТимз)
2022-03-18
14:30 -
14:45
Ключевые слова, аннотация
графическое представление материала;
приложения к учебнику; азы теории;
учебник; русский язык
Тезисы
Систематизированная лингвистическая
информация должна служить базой для
практики преподавания и составления
учебников. Отработка практических
навыков при овладении языком должна
идти вкупе с координацией теоретических
знаний. Предлагаемый нами новый подход
к структурированию учебного материала
в том, что теоретические знания суммированы
для учащихся как в комплексе упражнений,
так и в приложениях к учебнику.
Материал представлен в упражнениях в
десяти уроках – с активным тренингом
грамматики и лексики и с выходом в
коммуникацию и ситуации общения.
Графическое разделение каждой страницы
на две части помогает выделить приоритеты
изучаемых явлений и в то же время показать
перспективу, и это характерно для всех
аспектов работы. Например, в правой
части страницы напечатаны все личные
местоимения, однако графически особо
выделены лишь три, изучаемые на данном
уроке. Определены и графически выделены
в правом столбце также правила чтения
и грамматические модели — обязательно
с речевыми образцами, выделенными
курсивом. Место, оставшееся свободным
в правой части страницы, дает учащимся
возможность делать персональные записи
и комментарии.
Приложения содержат
теоретический и практический материал
и снабжены
соответствующими пометами.
Так, лексический
материал для
активного овладения,
разделенный в учебнике на сегменты по
урокам, в приложениях
1 и 2 дан цельными списками, что позволяет
студентам
выделить активно
изученные варианты и в то же время видеть
персональную перспективу. В приложениях
3,4,5 и 6 суммированы азы теории для
начального курса с выходом в типизированные
речевые образцы: русская фонетика,
мелодика и правила чтения; лексика в
системе (антонимы, синонимы, гиперонимы);
словообразование и морфемный анализ;
практическая грамматика для начального
этапа. Это материал для ознакомления,
активного тренинга и выбора – на
перспективу. В приложениях 7-10 представлены
тексты — для выхода в стилистику и
работы по видам речевой деятельности.
Диалоги и тексты для аудирования записаны
на CD. Предложенная система направлена
на интенсификацию
обучения и
оправдала себя в практике работы.