50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Роли преподавателя в обучении английскому языку современных китайских студентов

Алиса Рубеновна Карапетян
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Ольга Алексеевна Журавлева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Марина Олеговна Белова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

406 ( онлайн МсТимз)
2022-03-19
11:00 - 11:15

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова: китайские студенты, роль преподавателя, цифровое поколение, китайский менталитет

Тезисы

  Одним из основных составляющих успешного учебного процесса является педагог, преподаватель, который вынужден выполнять сразу несколько ролей. Его задача – не только передать студентам профессионально важные знания, умения и навыки, но и помочь им научиться самостоятельно приобретать и применять необходимые знания,  генерировать новые идеи, творчески и критически мыслить, брать ответственность за свои поступки, адаптироваться к быстро меняющемуся миру. Для этого преподавателям необходимо выполнять еще одну роль – исследователя, принимающего во внимание особенности студентов и ищущего более эффективные способы содействия их обучению. В случае работы с китайскими студентами преподаватель должен учитывать не только специфику китайского менталитета,  образовательных  и  поведенческих  традиций, но и общие особенности поколения, к которому относятся сегодняшние студенты младших курсов. Так, для представителей «цифрового» поколения, преподаватель не является лидером и авторитетом, большую часть информации они находят в Интернете, что делает их практически независимыми от взрослых в получении интересующих их знаний.  С другой стороны, на китайских студентов, как представителей китайской нации, по-прежнему оказывает влияние социально-политическая концепция древнего Китая, исключавшая жизнь индивида «для себя». Китайцы ощущают себя частью единой социальной цепи и имеют социальное «лицо»,  регламентирующее в том числе и нормы поведения студентов, которые практически не стремятся к самовыражению и ожидают от преподавателя твердого направляющего руководства. Поэтому преподавателю, работающему с данным контингентом учащихся, важно грамотно балансировать между этими противоположными потребностями студентов. Разнообразие ролей позволяет преподавателям найти подход к студентам в целом и к каждому индивидуально, вызвать их интерес к изучению языка и сделать учебно-воспитательный процесс более эффективным.  Для выявления значимости той или иной роли преподавателя и определения критериев его успешности в учебно-воспитательном процессе авторами статьи будет использовано анкетирование. Как один из механизмов мониторинга, анкетирование помогает составить не только общую картину функционирования педагогической системы в целом, но и получить детальные данные протекания процесса обучения  отдельно взятого  учебного предмета. Анкетирование представляет собой действенный способ выявления трудностей и проблем с целью их дальнейшего решения, а значит, способствует оптимизации учебного процесса.