Роли преподавателя в обучении английскому языку современных китайских студентов
Алиса Рубеновна Карапетян
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ольга Алексеевна Журавлева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Марина Олеговна Белова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
406 ( онлайн МсТимз)
2022-03-19
11:00 -
11:15
Ключевые слова, аннотация
Ключевые слова: китайские студенты, роль преподавателя, цифровое поколение, китайский
менталитет
Тезисы
Одним
из основных составляющих успешного учебного процесса является педагог,
преподаватель, который вынужден выполнять сразу несколько ролей.
Его задача – не только передать студентам профессионально важные знания, умения
и навыки, но и помочь им научиться самостоятельно приобретать и
применять необходимые знания,
генерировать новые идеи, творчески и критически мыслить, брать
ответственность за свои поступки,
адаптироваться к быстро меняющемуся миру. Для этого
преподавателям необходимо выполнять еще одну роль
– исследователя, принимающего во внимание особенности студентов и ищущего более
эффективные способы содействия их обучению. В случае работы с
китайскими студентами преподаватель должен учитывать не только специфику китайского менталитета, образовательных и
поведенческих традиций,
но и общие
особенности поколения, к которому относятся сегодняшние
студенты младших курсов. Так, для представителей «цифрового» поколения, преподаватель
не является лидером и авторитетом, большую часть информации они находят в
Интернете, что делает их практически независимыми от
взрослых в получении интересующих их знаний.
С другой стороны, на китайских студентов, как представителей
китайской нации, по-прежнему оказывает влияние социально-политическая концепция
древнего Китая, исключавшая жизнь индивида «для себя». Китайцы ощущают себя
частью единой социальной цепи и имеют социальное «лицо», регламентирующее в том числе и нормы поведения
студентов, которые практически не стремятся к самовыражению и ожидают от
преподавателя твердого направляющего руководства. Поэтому преподавателю,
работающему с данным контингентом учащихся, важно грамотно балансировать между
этими противоположными потребностями студентов. Разнообразие ролей
позволяет преподавателям найти подход к студентам в
целом и к каждому индивидуально, вызвать их интерес к изучению языка и сделать
учебно-воспитательный процесс более эффективным. Для выявления значимости той или
иной роли преподавателя и определения критериев его успешности
в учебно-воспитательном процессе
авторами статьи будет использовано анкетирование. Как один из механизмов
мониторинга, анкетирование помогает составить не только общую картину
функционирования педагогической системы в целом, но и получить детальные данные
протекания процесса обучения отдельно
взятого учебного предмета. Анкетирование представляет собой действенный способ
выявления трудностей и проблем с целью их дальнейшего решения, а значит,
способствует оптимизации учебного процесса.