Иносказания в обучении говорению при подготовке к ТРКИ-2 и ТРКИ-3.
Михаил Иванович Всемирнов
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 25 MS Teams
2022-03-19
17:00 -
17:20
Ключевые слова, аннотация
Непрямая коммуникация, обучение говорению,
ТРКИ-2, ТРКИ-2
Тезисы
Одной из особенностей преподавания РКИ в
ковидную/постковидную эпоху стала неоднородность состава обучающихся, с
которыми ведутся занятия. Дистанционное общение со студентами – преобладающий в
последние два учебных года формат учебной работы - существенно сгладили разницу
между обучением русскому как иностранному в языковой среде и вне языковой
среды. Среди наших студентов все чаще встречаются те, кто не смог из-за
пандемии приехать в Россию, но одновременно все чаще приходится встречаться с
теми, кому формат дистанционного общения с русскоговорящими собеседниками не
кажется непривычным, кто активно коммуницирует со своими интернет-друзьями из
России в различных чатах и имеет богатый опыт общения на русском языке с его
носителями. Это существенно меняет положение дел по сравнению с тем, на что
ориентируются наши привычные методологические разработки, где разговорные
навыки отрабатывались в стандартных ситуациях общения. В новых условиях эти
ситуации теряют статус стандартности. Наши новые студенты, с которыми мы
общаемся в дистанте, возможно, никогда не бывали в магазинах в России и никогда
не сталкивались с практикой поселения в общежитиях или общения с представителями
сферы услуг (а именно такого рода типовые ситуации общения в большинстве своем
и присутствуют в тестах по говорению ТРКИ-2 и ниже). Но несмотря на это
отсутствие живого опыта проживания и социального взаимодействия в России, наши
новые обучающиеся легко осваивают присутствующие в тестовых материалах диалоги
и заинтересованы выполнять более сложные коммуникативные задания, относимые
обычно к уровням ТРКИ-3 – например, осваивать стратегии и тактики так
называемой «непрямой коммуникации», среди прочего - иносказания. С этой
коллизией связаны, как нам представляется, возможные проблемы методического
плана – обучающие материалы, которые позволяют реализовывать эти более сложные задачи,
существенно уступают по количеству и качеству нашему привычному арсеналу
методических разработок. Как справедливо отмечают наши московские коллеги, «методисты
научились создавать учебные ситуации общения, в которых действовала прямая
логика развития речевого общения, где на вопрос следовал ответ, где
диалогические единства заполняли практически все коммуникативное пространство» [1, С.10]. Решит ли
проблему перехода к более сложным коммуникативным заданиям использование
учебников, предназначенным для подготовки к ТРКИ-3, нам представляется
предметом дискуссии.
В представляемом докладе предлагается
оценить накопленный в последние годы опыт подготовки студентов к субтесту «Говорение»
и предложить возможные сценарии методического обеспечения такого рода
подготовки.
Литература:
1.Шляхов В.И., Саакян Л.Н., Толстова Н.Н.
Иносказания в русском речевом взаимодействии. М., Русский язык. Курсы. 2014.