50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Иносказания в обучении говорению при подготовке к ТРКИ-2 и ТРКИ-3.

Михаил Иванович Всемирнов
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 25 MS Teams
2022-03-19
17:00 - 17:20

Ключевые слова, аннотация

Непрямая коммуникация, обучение говорению, ТРКИ-2, ТРКИ-2

Тезисы

Одной из особенностей преподавания РКИ в ковидную/постковидную эпоху стала неоднородность состава обучающихся, с которыми ведутся занятия. Дистанционное общение со студентами – преобладающий в последние два учебных года формат учебной работы - существенно сгладили разницу между обучением русскому как иностранному в языковой среде и вне языковой среды. Среди наших студентов все чаще встречаются те, кто не смог из-за пандемии приехать в Россию, но одновременно все чаще приходится встречаться с теми, кому формат дистанционного общения с русскоговорящими собеседниками не кажется непривычным, кто активно коммуницирует со своими интернет-друзьями из России в различных чатах и имеет богатый опыт общения на русском языке с его носителями. Это существенно меняет положение дел по сравнению с тем, на что ориентируются наши привычные методологические разработки, где разговорные навыки отрабатывались в стандартных ситуациях общения. В новых условиях эти ситуации теряют статус стандартности. Наши новые студенты, с которыми мы общаемся в дистанте, возможно, никогда не бывали в магазинах в России и никогда не сталкивались с практикой поселения в общежитиях или общения с представителями сферы услуг (а именно такого рода типовые ситуации общения в большинстве своем и присутствуют в тестах по говорению ТРКИ-2 и ниже). Но несмотря на это отсутствие живого опыта проживания и социального взаимодействия в России, наши новые обучающиеся легко осваивают присутствующие в тестовых материалах диалоги и заинтересованы выполнять более сложные коммуникативные задания, относимые обычно к уровням ТРКИ-3 – например, осваивать стратегии и тактики так называемой «непрямой коммуникации», среди прочего - иносказания. С этой коллизией связаны, как нам представляется, возможные проблемы методического плана – обучающие материалы, которые позволяют реализовывать эти более сложные задачи, существенно уступают по количеству и качеству нашему привычному арсеналу методических разработок. Как справедливо отмечают наши московские коллеги, «методисты научились создавать учебные ситуации общения, в которых действовала прямая логика развития речевого общения, где на вопрос следовал ответ, где диалогические единства заполняли практически все коммуникативное пространство» [1, С.10]. Решит ли проблему перехода к более сложным коммуникативным заданиям использование учебников, предназначенным для подготовки к ТРКИ-3, нам представляется предметом дискуссии. В представляемом докладе предлагается оценить накопленный в последние годы опыт подготовки студентов к субтесту «Говорение» и предложить возможные сценарии методического обеспечения такого рода подготовки.   Литература: 1.Шляхов В.И., Саакян Л.Н., Толстова Н.Н. Иносказания в русском речевом взаимодействии. М., Русский язык. Курсы. 2014.