Литературные вечера и поэтические чтения Оттепели в театрально-документальных проектах лаборатории по изучению творчества Ю. П. Любимова и режиссерского театра XX -XXI вв. НИУ ВШЭ
Татьяна Викторовна Левченко
Докладчик
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (Москва), лаборатория изучения творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXIвв
25 (онлайн, ZOOM)
2022-03-21
16:00 -
16:30
Ключевые слова, аннотация
Оттепель, поэтические чтения Оттепели, литературные вечера Оттепели, поэтический театр, документально-поэтическая композиция, театрально-документальный проект, Осип Мандельштам.
Тезисы
Возросший
интерес разных слоев общества к
поэтическому слову — был
знаковым явлением Оттепели.
Слово
стало вновь восприниматься, особенно
молодежью, как точка опоры, с помощью
которой можно «перевернуть мир», вправить
«вывихнутый век». Повторялось
то, о чем
говорил
В. Шкловский,
вспоминая
20-е годы ХХ века:
«Человеческий голос стал орудием
разговора, орудием соединения людей в
группы, которые знают, куда они пойдут,
для чего они идут». Живой
голос поэта или чтеца объединял людей,
которые собирались на поэтические
вечера и
чтения, часто не дожидаясь или вовсе не
ожидая их организации, одобрения партийно-государственными органами, курирующими
культуру.
В
2019—2021 гг. в ряде
проектов лаборатории
по изучению творчества Ю. П. Любимова и
режиссерского театра XX—XXI вв. (НИУ
ВШЭ)
исследование феномена
поэтического бума Оттепели
соединило
в себе театральные практики и работу с
архивными и мемуарными документами.
Участники
проектов (студенты
различных факультетов)
погружались
в
атмосферу тех лет, работая
над подготовкой
публичной
читки
пьесы
«Маяковка» (авт.
М.
Щукина, И. Петрова, Г. Кузовкин), посвященной
неофициальным поэтическим чтениям,
проходившим на площади Маяковского с
июля
1958 г. до
запрета в апреле
1961 г. и
участвуя
в
постановке
документально-поэтической композиции
«Маяки» (авт.
Т. Левченко, реж.
С. Григоруца),
охватывающей
историю чтений у памятника Маяковскому,
начиная со стихийных
поэтических
чтений
11
сентября 1955 г., а
также рассказывающей о ряде
литературных вечеров 1960-х. В
композицию вошли материалы художественных
и документальных источников (в том числе, электронного
корпуса
дневников «Прожито», РГАЛИ, ЦГА Москвы,
архива Ф. Левина),
фрагменты пьесы «Маяковка» (ее
текст создан
на основе свидетельств участников и
очевидцев чтений, собранных
Л. Поликовской в
книге «Мы предчувствие, предтеча»),
стихи московских и ленинградских
поэтов,
публиковавшихся «официально»
(В. Рождественский,
Б. Ахмадулина, Е. Евтушенко, А. Вознесенский,
И. Волгин,
Б. Слуцкий
и др.) и в
самиздатовских
сборниках
«Феникс», «Сирена», «Бумеранг»,
«Синтаксис» (Ю.Галансков,
Ап. Шухт,
А.Орлов, А.Щукин, Г.
Недгар,
И.Бродский,
Д.Бобышев и др.). Особое внимание было
уделено поэтическим текстам тех, чьи
имена были вычеркнуты из истории
литературы, но во время Оттепели стали
возвращаться к читателю (О.Мандельштам,
М.Цветаева,
Н.Гумилев и др.).
В
ходе работы над документальной историей
композиции был собран корпус стихотворений
О. Мандельштама, доступный
обычному «среднестатистическому»
читателю 1953—1965 гг. и
найден
участник вечера памяти Мандельштама, проходившего на механико-математическом факультете
МГУ в мае 1965 г., журналист и актер А. Сиротин-Лахман
(тогда студент театрального училища
имени Щукина), чьи
воспоминания позволили восстановить неизвестные детали вечера.