Аспект как грамматическая и семантическая категория в испанских герундиальных перифразах
Светлана Алексеевна Алыпова
Докладчик
аспирант
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
204 (онлайн ZOOM)
2022-03-16
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
В данной работе рассматривается выражение категории аспекта в испанских герундиальных перифразах с глаголами «estar», «ir», «andar» и «venir» на основе многочисленных примеров из корпуса испанского языка RAE CORPES XXI. Также анализируется способность глаголов, относящихся к разным аспектуальным классам (по классификации З. Вендлера, «states», «activities», «accomplishments» и «achievements»), встраиваться в данные перифразы.
Ключевые слова: аспект; романские языки; испанский язык; герундиальные перифразы; классификация Вендлера; CORPES XXI.
Ключевые слова: аспект; романские языки; испанский язык; герундиальные перифразы; классификация Вендлера; CORPES XXI.
Тезисы
Глагольные перифразы с герундием существуют практически во всех
романских языках, но особенно широко они представлены в языках иберо-романской
подгруппы. Предметом данного исследования является анализ зависимости механизма
грамматикализации герундиальных перифраз в испанском языке от аспектуального
класса смыслового глагола. В основе разделения глаголов на аспектуальные классы
лежит теория американского исследователя Зено Вендлера. Данная классификация
подразумевает английскую терминологию, выделяются так называемые классы «states»,
«activities», «accomplishments» и «achievements» (в статьях Е. В. Падучевой
звучат следующие варианты перевода: «стативы», «деятельности», «совершения» и
«достижения»).
Глаголы, относящиеся к классу «states» (стативы), представляют собой длительные состояния, не предполагающие существования некого временнóго предела и в норме не сочетающиеся с обстоятельствами срока завершения. Глаголы, относящиеся к классу «activities» (деятельности) обозначают динамические события, обладающие определённой длительностью, но не обладающие предельностью, в чём и состоит их основное отличие от глаголов, относящихся к классу «accomplishments» (совершения), характеризующихся предельностью, динамичностью и длительностью. Глаголы, относящиеся к классу «achievements» (достижения), обладают динамичностью и временны́м пределом, но, в отличие от класса «accomplishments», не обладают длительностью.
Объектом данного исследования стали глагольные перифразы с четырьмя вспомогательными глаголами (estar, ir, andar и venir), встречающиеся в современном испанском языке с различной степенью частотности. Цель настоящей работы ‒ описание возможностей сочетания глаголов четырёх аспектуальных классов с рассматриваемыми герундиальными перифразами.
Материалом исследования послужили контексты, заимствованные из корпуса современного испанского языка RAE CORPES XXI, где был рассмотрен только пиренейский национальный вариант. Подробно было проанализировано около 4500 контекстов.
Было обнаружено, что герундиальные перифразы, в целом, чаще всего сочетаются с аспектуальным классом «accomplishments», так как данный класс обладает необходимой для перифраз с герундием дуративностью и динамичностью, а также содержит лексемы, семантически «стремящиеся» к достижению предела, то есть способные придавать глагольной группе градуальность, поэтапность, эффект накопления результата.
Реже всего в сочетания с герундиальными перифразами вступают глаголы класса «states», так как они не обладают необходимой для данного грамматического сочетания динамичностью. Также в них отсутствует телический компонент, наличие которого, как показало исследование, также важно для герундиальных перифраз.
Глаголы, относящиеся к классу «states» (стативы), представляют собой длительные состояния, не предполагающие существования некого временнóго предела и в норме не сочетающиеся с обстоятельствами срока завершения. Глаголы, относящиеся к классу «activities» (деятельности) обозначают динамические события, обладающие определённой длительностью, но не обладающие предельностью, в чём и состоит их основное отличие от глаголов, относящихся к классу «accomplishments» (совершения), характеризующихся предельностью, динамичностью и длительностью. Глаголы, относящиеся к классу «achievements» (достижения), обладают динамичностью и временны́м пределом, но, в отличие от класса «accomplishments», не обладают длительностью.
Объектом данного исследования стали глагольные перифразы с четырьмя вспомогательными глаголами (estar, ir, andar и venir), встречающиеся в современном испанском языке с различной степенью частотности. Цель настоящей работы ‒ описание возможностей сочетания глаголов четырёх аспектуальных классов с рассматриваемыми герундиальными перифразами.
Материалом исследования послужили контексты, заимствованные из корпуса современного испанского языка RAE CORPES XXI, где был рассмотрен только пиренейский национальный вариант. Подробно было проанализировано около 4500 контекстов.
Было обнаружено, что герундиальные перифразы, в целом, чаще всего сочетаются с аспектуальным классом «accomplishments», так как данный класс обладает необходимой для перифраз с герундием дуративностью и динамичностью, а также содержит лексемы, семантически «стремящиеся» к достижению предела, то есть способные придавать глагольной группе градуальность, поэтапность, эффект накопления результата.
Реже всего в сочетания с герундиальными перифразами вступают глаголы класса «states», так как они не обладают необходимой для данного грамматического сочетания динамичностью. Также в них отсутствует телический компонент, наличие которого, как показало исследование, также важно для герундиальных перифраз.